Те отечественные атлеты, которые все-таки желают попасть на Олимпийские игры в нейтральном статусе, получат такую возможность. Но они окажутся в положении фехтовальщицы Анны Смирновой либо еще хуже.
«Решение за ними»
Туман неопределенности над тем, как будут выглядеть для России Олимпийские игры-2024, похоже, начинает рассеиваться.
Несколько дней тому назад пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил: «Мы знаем, что все-таки будут спортсмены, которые в личном качестве примут участие в этих Играх. Я убежден, что надо принимать участие таким образом».
Президент России Владимир Путин в рамках Восточного экономического форума заметил: «Нужно руководствоваться интересами спортсменов, решение за ними».
Сторонники принципа «соглашаться на любые условия» сделали вывод, что глава России одобрил участие российских спортсменов, пропустив мимо ушей и критику МОК, и слова о новых, альтернативных площадках.
14 сентября в Москве началось четвертое расширенное заседание Комиссии спортсменов ОКР, где наконец российской позиции стали придавать конкретную форму.
«Заложники чужих интересов»
Подчеркнув еще раз недопустимость сложившейся ситуации, нарушающей главные олимпийские принципы, глава ОКР Станислав Поздняков заявил: «Прекрасно понимаю спортсменов, которые хотят и стремятся выступать на международных стартах, представлять свою страну и бороться за честь России. Мы живем в свободном демократическом государстве, где каждый, как верно заметил Владимир Владимирович Путин, имеет право сделать свой моральный выбор. Но нужно понимать, что, соглашаясь на “нейтрализацию”, вы становитесь заложником чужих интересов... Сегодня многие из вас по-прежнему безосновательно лишены возможности выступать на международных стартах. Вот главное и единственное мерило. А те, кому эту возможность якобы предлагают, должны отказаться от флага и гимна своей страны, национальной принадлежности, гражданских прав, обязанностей и так далее. То есть, по сути, сдать тест на молчаливое согласие с “внешней волей”. И соблюдать это согласие на протяжении неограниченного периода времени».
«Не смогут рассчитывать на участие ОКР и государства»
Во время общения с прессой Поздняков заметил, что бойкота не будет: «Каждый из спортсменов должен сделать свой моральный выбор — быть плечом к плечу со своими товарищами, которых незаконно отстранили, либо выбрать путь нейтрализации. Спортсмены — взрослые люди, они в состоянии сделать выбор самостоятельно, за который будут нести ответственность».
В ходе заседания было особо подчеркнуто, что одним из ключевых требований МОК является дистанцирование спортсменов от государственных структур и мероприятий. В частности, Станислав Поздняков заметил, что в качестве нарушения принципа нейтральности в МОК могут рассматривать даже участие в чемпионате и Кубке России.
Но, пожалуй, главный момент, который подчеркнул глава ОКР, причем дважды — те, кто пойдет на «нейтрализацию», не смогут рассчитывать на участие ОКР и государства в их подготовке к Олимпийским играм.
Поздняков при этом заявил, что такое требование содержится в мартовских рекомендациях главы МОК Томаса Баха.
Сторонники участия в Играх на условиях МОК много раз говорили, что «спортсменов нельзя лишать мечты». Они были услышаны — мечты никто никого не лишает, но платить за нее придется самостоятельно.
Неизвестно, позовет ли Бах
Для кого-то, например для теннисистов, это проблемой не станет. Остальным придется задуматься над вопросами поиска спонсоров.
Еще выступавшие на заседании отметили — Российская Федерация в нынешних условиях не может гарантировать спортсменам ни соблюдения в их отношении спортивных правил, ни объективного судейства, ни даже личной безопасности.
Иными словами, пошедшие на «нейтрализацию» могут оказаться в шкуре фехтовальщицы Анны Смирновой, попавшей в переделку после боя с украинкой Ольгой Харлан.
Судя по настроениям энтузиастов поездки в Париж, данный расклад им не сильно нравится. Ключевой момент — это нежелание государства оплачивать банкет, куда Россию не звали (напомним, официального приглашения от МОК нет и не будет).
Томас Бах в данной ситуации обязан взять подготовку тех, кто пройдет «нейтрализацию», на себя. Если МОК сегодня оплачивает тренировки украинских спортсменов, то логично, что и за «нейтралов» тоже должна платить контора Баха, ведь это ее изобретение.
Что до тех, кто остается дома, то Российская Федерация намерена финансово компенсировать потери лучших атлетов страны от неучастия в Играх. Кроме того, в 2024 году их ждут Игры дружбы и Игры БРИКС.
В общем-то, альтернатива всем предложена, дальше каждый должен выбирать.
Есть, правда, один нюанс — Томас Бах до сих пор не решил, кого и как из россиян он все-таки пустит в Париж, и пустит ли кого-то вообще.
Но теперь это проблема МОК и тех, кто пойдет на «нейтрализацию».