Примерное время чтения: 8 минут
14978

Русская история первой Олимпиады: генерал Бутовский и Николай Риттер

6 апреля 1896 года состоялась церемония открытия первых в современной истории Олимпийских игр. Несмотря на многие споры, прошла она, как и вся Олимпиада, в столице Греции, Афинах. Это было не только данью родине Олимпиады, но и символом преемственности современных Игр и исторических турниров, которые проводились на территории Древней Греции.

Сегодня история всего олимпийского движения ассоциируется с именем главного спортивного энтузиаста начала XX века и отца-основателя Олимпиады, француза, барона Пьера де Кубертена. Но ведь у истоков стоял не он один. Есть и заслуга нашей страны в том, что такой спортивный праздник, как Олимпийские игры, которые пройдут в этом году в Рио-де-Жанейро уже в 21-й раз в истории, стал возможен.

В первой Олимпиаде современности должны были принять участие сразу несколько россиян. Но перед стартом соревнований, когда уже надо было отправляться в дорогу, оказалось, что средств на путешествие попросту нет. В спортивном плане Российская империя в Афинах в 1896 году представлена не была. Но на трибунах сидел один наш подданный, без которого этого праздника могло бы и не быть…

Читайте также: Олимпийские истории: пять разноцветных колец на флаге Игр

Олимпийский генерал

Звали того человека Алексей Дмитриевич Бутовский. На тот момент он был генерал-майором Русской императорской армии и курировал проекты, связанные с образованием и физическим воспитанием в стране. Именно ему принадлежит значительный вклад в начало преподавания физической культуры в отечественных школах. Уроки были основаны на армейской гимнастике, которой в те времена уделялось повышенное внимание.

Алексей Бутовский.
Алексей Бутовский. Фото: Википедия

Именно по долгу службы он в 1892 году отправляется в Париж. В те времена Алексей Бутовский совершал многочисленные заграничные вояжи с целью познакомиться поближе и перенять европейский опыт преподавания физической культуры. В эту поездку ему посчастливилось познакомиться с одним из самых ярких французских спортивных деятелей и энтузиастов, бароном Пьером де Кубертеном. Тот, в свою очередь, горел идеей организации первых в современной истории Олимпийских игр — по образу и подобию древних соревнований, о которых до нас дошли лишь отрывочные сведения.

Этой идеей де Кубертен заразил и русского генерала, который, вернувшись на родину, начал всячески продвигать идеи олимпийского движения. Он выступал с лекциями, делал публикации и пытался в личных беседах склонить на свою сторону как можно больше людей. В свою очередь, и французскому барону настолько пришлись по душе взгляды на спорт русского генерала, что он в 1894 году пригласил того на Международный атлетический конгресс в Париж, которому было суждено стать исторической вехой в истории современного олимпийского движения.

Именно там был оглашён состав первого Международного Олимпийского комитета (МОК), в который вошли 13 человек. Интересно, что в списке, который зачитывал сам де Кубертен, фамилия Бутовского заняла почётное четвёртое место в очереди, что отмечало его большой вклад в развитие международного спорта. Сам генерал, кстати, на том комитете по служебным причинам присутствовать не мог, но и до и после этого он всеми силами старался популяризовать спорт.

Медаль I Олимпийских игр (Игры I Олимпиады, I Международные Олимпийские игры) в Афинах в 1896 году.
Медаль I Олимпийских игр (Игры I Олимпиады, I Международные Олимпийские игры) в Афинах в 1896 году. Фото: РИА Новости

Главное, что в 1896 году он был на трибунах 80-тысячного олимпийского стадиона в Афинах, где проходила первая в современной истории церемония открытия. Тогда не было ни парада атлетов, ни зажжения олимпийского факела. Не было среди участников и представителей Российской империи, что не могло не расстроить генерала Бутовского. Об этом он позже писал в своей книге «Афины весной 1896 года», посвящённой его поездке на Олимпиаду.

В 1900 году, так и не сумев организовать в нашей стране Национальный Олимпийский комитет (НОК), Бутовской по собственному желанию покинул состав МОК. Но он и дальше продолжил всеми силами поддерживать развитие физической культуры и спорта в нашей стране, впоследствии став одним из вдохновителей создания НОК в 1904 году.

В 1996 году к открытию третьих Игр доброй воли и к 100-летию олимпийского движения в Санкт-Петербурге был открыт памятник Алексею Бутовскому, который стоял рядом с Пьером де Кубертеном. К сожалению, в открытом доступе памятник простоял недолго. Сегодня он хранится где-то в запасниках питерского физкультурного университета имени Лесграфта.

Почти участник

Как мы уже сказали, среди участников первых Олимпийских игр подданных Российской империи не было. Причиной была нехватка денег на дорогу и проживание в Греции. Государство на тот момент не видело перспектив в спонсировании спорта.

Однако энтузиастов это не остановило. Многие хотели на свои средства отправиться в Грецию. Но под силу это оказалось лишь одному человеку — Николаю Риттеру. В 1896 году он уволился со службы в Киевской казённой палате, где дослужился до должности коллежского секретаря, собрал вещи и направился в Афины.

В свободное от работы время он занимался классической борьбой, стрельбой и фехтованием. В этих видах спорта Риттер добился определённых успехов и потому планировал именно в них принять участие на Олимпиаде. Чтобы получать хоть какие-то деньги во время своего путешествия, он устроился корреспондентом в газету «Киевлянин».

В отличие от некоторых россиян, которым денег и решительности хватило лишь для того, чтобы добраться до Константинополя, а затем повернуть назад, Риттер прибыл в Афины и даже рапортовал оттуда, что на предварительных, разминочных турнирах, в которых он участвовал, он занял первые места. В стрельбе он поразил все мишени, а в борьбе сумел победить всех, кто отважился бросить ему вызов. Можно сделать вывод, что на официальных соревнованиях у него были бы весьма неплохие шансы на победу.

«Русских почти нет, из участников — я один. О себе могу сообщить, что на пробном испытании по стрельбе по подвижной мишени и по борьбе я прошёл первым: все пули удачно попали в мишени, а желающих посоревноваться в борьбе удалось одолеть…» — писал он.

Почему же он отказался от участия даже после того, как прошёл процедуру подачи заявки? Причина и забавна, и трагична одновременно, особенно учитывая все те усилия, которые Риттеру пришлось приложить, чтобы прибыть в Грецию. Буквально накануне старта соревнований он потерял свой счастливый медальон-талисман, без которого не верил в победу. Не сумев найти пропажу, он просто не принял участие в турнире.

Вернувшись в Российскую империю, Риттер переехал в Санкт-Петербург, где продолжил принимать активное участие в продвижении спортивных идей. В 1897 году он стал одним из членов организационного комитета вторых Олимпийских игр, которые состоялись в 1900 году.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы