Примерное время чтения: 9 минут
2113

Юрий Белоус: в российский футбол пришли люди, готовые играть вдолгую

Юрий Белоус.
Юрий Белоус. / Сергей Пивоваров / РИА Новости

Белоус един во многих лицах: выпускник футбольной СДЮСШОР, обладатель диплома медицинского вуза, профессиональный реабилитолог, бывший генеральный директор ФК «Торпедо-ЗИЛ», бывший президент ФК «Москва», президент Высшей школы футбольного менеджмента, успешный бизнесмен, организатор великого множества самых разнообразных футбольных ивентов...

О футболе он знает если не все, то почти все.

«А потом начали кашлять, буксанули и заглохли»

Константин Столбовский, АиФ.ru: Футбол России так устроен, что можно посвятить ему всю жизнь, но не разобраться в сути вещей. Это из личного опыта. А вот что вытекает из опыта общения с людьми, которые его делают. На вопрос «Почему российские футболисты неважно исполняют свою работу и получают за это огромные деньги?» ответ, если суммировать мнения, звучит странно: «Так сложилась система». Дальше этого уровня продвинуться не получается. Кто же сложил ее, эту систему? Кто изобрел кривое зеркало российского футбола?

Юрий Белоус: Чтобы приблизится к пониманию проблемы, на нее нужно смотреть гораздо шире.

— С исторических, я так понимаю, позиций.

— Да, с учетом некоторых фактов нашей истории. Обязательно. Потому что в футболе, как в зеркале, отражаются все наши социально-экономические проблемы.

Давайте вспомним, что самые серьезные успехи отечественного футбола выпали на 1988 год, когда мы победили на Олимпиаде и играли в финале чемпионата Европы. У нас была великая страна, и футбол, что бы сейчас про него ни говорили, у нас тоже был великий. Мы делали его вместе: русские, украинцы, грузины, армяне, прибалты — все! А потом случился глобальный коллапс, и страны не стало. Обломки империи — это не только разрушенная экономика и разорванные социальные связи. Это еще и стадионы, ставшие базарами. Это опустевшие, разрушенные спортшколы. Это высочайшего уровня спецы, вынужденные заниматься шоп-туризмом. Это потерянные поколения талантливых мальчишек, которым вдруг стало негде, не с кем и незачем играть в футбол...

Какое-то время мы продолжали ехать на старом топливе, а потом начали кашлять, буксанули и заглохли. Рождение футбольного таланта стало делом случая — все равно что золотой самородок на дороге найти. Чтобы вернуться к жизни, понадобилось много времени.

— Хотите сказать, что сегодня все у нас снова хорошо?

— Нет, у нас по-прежнему много проблем, но футбольная отрасль опять работает. И не только за счет государственного финансирования и внедрения программ развития. В России все больше глобальных частных инициатив — один только пример Сергея Галицкого, который выстроил в Краснодаре потрясающую академию и великолепный стадион, чего стоит!

— Тоже, кстати, интересный вопрос: такого рода инвестиции — они для бизнеса или для души?

— Наверное, у каждого отдельного случая своя мораль. Когда у Джека Ма, босса китайского гиганта интернет-торговли «Алибаба», спросили, зачем он отдал 800 миллионов долларов за клуб «Гуанчжоу Эвергранд» — они ведь никогда не вернутся, эти миллионы, — он ответил: «Я вложил деньги в эмоции и в радость».

Да, футбол — серьезный бизнес в мировых масштабах, и я никого не хочу обижать, но многие бы за пределами бизнес-сообщества знали о существовании Галицкого без его «Краснодара»? Или Леонида Федуна, если бы он не стал владельцем футбольного клуба «Спартак»? Какие позиции в истеблишменте занимал бы Роман Абрамович, не купи он «Челси»? Дмитрий Рыболовлев и «Монако» — еще одна история в тему. Ряд можно без труда продолжить.

«Мы не имеем права прошляпить наследие»

— То есть Сергей Галицкий, Леонид Федун, Евгений Гинер и многие другие состоятельные люди — все они инвестируют в радость, не думая о бизнесе?

— Футбол — еще и универсальный коммуникативный ключ. Это контакты, связи, возможности, которые можно реализовать в других областях деятельности. Но при этом, повторяю, футбол есть зеркальное отражение процессов, которыми живет общество. Говоря о российском футболе, мы очень часто бываем необъективны. Мы постоянно ищем сравнений с лучшими его образцами, с идеальными воплощениями. На Англию киваем, например. А в Англии хороший, правильный болельщик — тот, кто каждый год тратит фунтов эдак 500 только на футболки. Минимальная цена на билет в Европе — 40-50 евро. Каждый матч пополняет клубную кассу на серьезные деньги, от 3 до 10 миллионов евро, топовые игры дают в разы больше.

В российских экономических реалиях немножко другие ориентиры. У нас за весь сезон клуб не соберет столько денег, сколько в Испании, Италии или Англии даст один хороший матч. Когда ЦСКА выиграл в 2005-м Кубок УЕФА, был достигнут пик продаж по «сувенирке» — насколько я знаю, порядка 250-300 тысяч долларов по итогам года.

Все это говорит о том, что наш народ пока не готов стабильно платить за футбол. Ни за походы на него, ни за просмотры. Поэтому у нас все клубы — по определению убыточные, а вид спорта в своем развитии опирается не на экономические законы, а на просьбы, обязательства или, в самом лучшем случае, на энтузиазм отдельных людей. Тот же Галицкий, можно представить, вкладывая в развитие краснодарского футбола не только деньги, но и душу, укрепляет свой профильный бизнес. Но он в любом случае уже сам себе памятник воздвиг. Галицкий — уникальный филантроп. Он любит футбол не напоказ, а всей душой, и у него многое получается. Было бы, конечно, куда справедливее, если бы его «Краснодар» за это время достиг более высоких результатов...

— ...чтобы не потерять интерес к футбольным инвестициям, как потеряли его в свое время Федорычев, Прохоров, Керимов?

— Ну, это совсем другая история. Говоря о том, что футбольная отрасль сейчас снова работает, я как раз это и имею в виду: в наш футбол пришли люди, готовые играть вдолгую. Они знают, как правильно расставить приоритеты, и прекрасно понимают, что первостепенная задача серьезного инвестора — правильная организация подготовки юных футболистов. И второе — грамотная интеграция талантливой молодежи во взрослый футбол.

Проблемам много-много лет, и это очень это сложные процессы. Сколько талантов мы потеряли и продолжаем терять на переломе, когда футболистам исполняется по 17-18! Я общаюсь с тренерами, которые работают с молодежью, — Бушмановым, Радимовым, Гришиным, со многими другими ребятами, знающими толк в тренерской профессии. Всех эта проблема напрягает: наша молодежь чаще всего проигрывает конкуренцию и сверстникам из-за рубежа, и легионерам, которых привозят из-за рубежа.

— Однако же в этом сезоне РФПЛ во многих клубах словно бы по заказу здорово заиграли молодые россияне: в ЦСКА, «Локомотиве», «Краснодаре»...

— Да, это и есть один из главных признаков общего оживления по отрасли, о котором я говорю. Верю, что это не случайный всплеск. И вообще я, честно говоря, далек от пессимистических настроений. Особенно сейчас, когда приближается грандиозное, невероятное историческое событие — чемпионат мира-2018. Эти слова несколько затерлись от частого употребления, но ведь правда же: чемпионат мира даст гигантский стимул развитию футбола в России. Мы обязаны совершить скачок, мы просто не имеем права прошляпить такое наследие.

И страну нашу чемпионат мира презентует всему миру так, как никому и не снилось. Прекрасно помню, в каком потрясении уезжали гости России из олимпийского Сочи. Сочи всю планету непрерывным двухнедельным счастьем одарил, и так жаль, честное слово, что последующие события и связанная с ними истерия до сих пор искажают восприятие праздника. И на чемпионате мира по футболу отражаются, кстати. Ведь еще совсем недавно полной уверенности в том, что он состоится именно в России, не было...

— Знаю серьезных людей, которые до сих пор в сомнениях.

— Ну нет, тема закрыта: меньше чем через месяц, 1 декабря, в Кремле состоится церемония жеребьевки финальной части. Я знаю, как, на каком уровне идет подготовка, какие флаги и какие люди будут в гости к нам. Надеюсь, многие из них заглянут на выставку «Футбол Маркет», которая открывается накануне, 30 ноября.

«Футбол Маркет» — ровесник века

— Специально дату подгадали?

— Конечно. Договорились с Виталием Леонтьевичем Мутко, чтобы наше мероприятие прошло именно в эти сроки. Выгода обоюдная, на мой взгляд.

— Ваш «Футбол Маркет» — почти ровесник века. Что это за история с точки зрения организатора — бизнес или благотворительность? Вы о судьбах русского футбола печетесь или зарабатываете деньги?

— Выставке 15 лет, и каждый раз мы в этом смысле ставим перед собой совершенно земные задачи: окупим траты на организацию — отлично, будем довольны. Серьезных денег на «ФМ» точно не зарабатываем. Для меня это очень важный имиджевый проект, для российского футбола — надеюсь, полезный именно с практической точки зрения.

— «Футбол Маркет» еще и креативом всегда отличался: что-нибудь особенное да придумаете. Что на это раз?

— Программа выставки и система встроенных в ее формат конференций очень насыщенная, перечислять направления, темы, фамилии спикеров просто нерационально. Будем говорить обо всем — о спортивном праве и селекции, о правильной структуре бюджетов и концепциях развития клубов, о студенческом футболе и киберспорте, о психологии и благотворительности, об инновациях и образовательных программах для менеджеров. Креатив? Проведем, например, художественный конкурс «Футбол в искусстве» с последующим благотворительным аукционом...

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы