Примерное время чтения: 9 минут
4391

Слёзы в футбол не играют. Сборная России получила то, чего заслуживает?

Матч Кубка конфедераций-2017 по футболу между сборными Мексики и России.
Матч Кубка конфедераций-2017 по футболу между сборными Мексики и России. / Владимир Астапкович / РИА Новости

7 лет назад сборная России, по мнению тогдашнего руководства РФС, считалась одним из претендентов на победу в чемпионате мира-2018. Сегодняшнее, оглядываясь на бесцельно прожитые годы, усиленно продвигает олимпийский тезис «главное не победа, а участие». И ему, увы, верится больше.

7 лет футбольная Россия убила на косметический ремонт. Если не считать обязательной для проведения чемпионата мира инфраструктуры (нет-нет, мы её считаем, конечно, но тут речь о другом), все остальные задачи провалены. По крайней мере, провалена главная из них, о которой с таким воодушевлением говорилось в 2010: воспитание конкурентоспособного поколения.

Вирусы

Очередная неудача сборной России нанесла стране моральную травму, но с точки зрения чистого футбола поражение таит в себе другие вирусы, куда более вредоносные.

Например, то, что называется «игровая практика». У тренерского штаба был расчёт на 5 серьёзных матчей в июне 2017, а не на 3. Для этого сборной России нужно было выходить в плей-офф Кубка конфедераций. И тогда план на турнир был бы совершенно точно выполнен, невзирая уже на итоговый результат.

Но вместе с моральной травмой мы получили в календаре пробоину. «Минус 2» — огромная потеря с точки зрения построения команды, тестирования её возможностей, поиска оптимальных вариантов в условиях, приближенных к боевым. Буквально невосполнимая. В этом смысле возможностей у тренерского штаба кот наплакал, а Кубок конфедераций — абсолютно идеальный полигон. С одной стороны, ответственность за результат носит характер, скажем так, довольно условный, с другой — драйва хоть отбавляй, да и соперники реально интересные: вполне себе звёздные, битые жизнью носители разных школ и стилей.

В тесной связке с первым — вирус номер два. Никто из нынешних «сборников» не подтвердил «железное» место в основе. Ни времени им не хватило, ни сил, ни, что самое печальное, мастерства. Неплохое впечатление оставил молодой Головин, на приличном уровне сыграл многоопытный Жирков. Это всё, чем можно похвалиться. Все остальные позиции в нынешней команде Станислава Черчесова — длинный перечень вопросов. И это максимально дипломатичная характеристика.

Третий из вирусов: только-только зародившееся ощущение, что сборная наша играет с искренним желанием, угасло вместе с финальным свистком матча против мексиканцев. Так и будем теперь жить до чемпионата мира в состоянии полупокоя: вроде есть у нас характер, вроде избавились от безразличия, но где доказательства? Если считать доказательствами слёзы Смолова и Самедова после финальных 1:2 — добро, всем зачёт. Но слёзы ведь в футбол не играют...

И четвёртый, наконец. Нам остался не шаг уже, а полшага, чтобы окончательно утвердиться в мысли: на ближайшие годы (вероятнее всего, десятилетия) России отписаны очень скромные роли в большом футбольном спектакле. Прошлое осталось в прошлом, выше головы мы никак не прыгнем.

Последнее поколение, которое сумело это сделать, уже совсем-совсем на сходе, подвиг 2008 года растворяется в дымке приятных воспоминаний. Нынешнее же поколение очень хорошо обеспеченных «безлимитчиков» сформировалась в настолько комфортных условиях, что всякий более или менее серьёзный уровень сопротивления вгоняет его в реальный ступор. 

Деньги

Сборная России была единственной командой на Кубке конфедераций, в составе которой нет ни одного легионера. Она полностью, на 100 процентов, составлена из футболистов, выступающих в РФПЛ. И не найти ни одной причины, по которой в ближайшее время интерес серьёзных западных клубов к российским футболистам вдруг возьмёт да и проявится. А даже если и проявится, то не факт, что окажется взаимным.

РФПЛ — маленькое, замкнутое, очень уютное пространство, покидать которое ради мифического «повышения уровня личного мастерства» не хочется никому. И это с обывательской точки зрения абсолютно понятное желание.

Ничего личного, но под рукой пример Романа Зобнина. Он замечательный парень, скромный, вежливый и воспитанный. Он и футболист по нашим меркам не из последних: если бы не обидная травма, полученная в спарринге против Венгрии, играть бы ему на Кубке конфедераций в основе сборной России, которую он совершенно точно усилил бы.

Но по окончании сезона «Спартак», ставший вдруг чемпионом, в добровольном порядке улучшил контракт Зобнина: он будет получать теперь не миллион евро в год, а 2,4. По 200 тысяч евро в месяц. По 6,5 тысячи евро в день. По 270 евро в час. Переварив эту новость, футбольная тусовка впала в умиление: какие же молодцы наши чемпионы! Поддержали парня, не дали упасть ему духом. Рома заслужил!

Сама по себе безумная цифра не удивила никого: счёт на миллионы евро для нашей лиги — это нормально. И по закону, и по понятиям. Нынешнее поколение российских футболистов выросло с убеждением в том, что оно действительно дорого стоит. А слабая посещаемость, низкие телерейтинги и нулевой интерес внешних рынков не имеют к этой стоимости никакого отношения.

Если ты в обойме, если ты интересен клубу РФПЛ, и если этот клуб не «Томь» образца 2017 года, то будешь в шоколаде. Для этого не нужно убиваться на тренировках и держать себя в вечном тонусе, как какой-нибудь Криштиану Роналду. Быть в обойме и быть в шоколаде — понятия для РФПЛ абсолютно тождественные. А ссылки на то, что где-нибудь в Чехии, Норвегии или Дании игроки сопоставимого уровня имеют в лучшем случае по десятке в месяц, держатся за свою работу руками, ногами, зубами, но мечтают, конечно, о большем, не востребованы.

Так сложился рынок, кто же виноват? Кому-то повезло родиться в России, кому-то выпала нищая Чехия.

Самые высокооплачиваемые россияне РФПЛ по данным портала Sports.ru (данные на февраль 2017 года):

  • Игорь Денисов («Локомотив») — 4 миллиона евро в год
  • Артём Дзюба («Зенит») — 3,6
  • Александр Кокорин («Зенит») — 3,3
  • Игорь Акинфеев (ЦСКА) — 2,5
  • Олег Шатов («Зенит») — 2,5
  • Фёдор Смолов («Краснодар») — 2,5
  • Александр Самедов («Спартак») — 2,5
  • Дмитрий Тарасов («Локомотив») — 2,4
  • Павел Мамаев («Краснодар») — 2,4
  • Юрий Жирков («Зенит») — 2,4
  • Игорь Смольников («Зенит») — 2,2
  • Виктор Файзулин («Зенит») — 2,2
  • Алексей Ионов (ЦСКА) — 2,2
  • Алан Дзагоев (ЦСКА) — 2,2
  • Артур Юсупов («Зенит») — 2
  • Александр Анюков («Зенит») — 2
  • Дмитрий Комбаров («Спартак») — 2
  • Гильерме («Локомотив») — 2
  • Денис Глушаков («Спартак») — 2
  • Алан Касаев («Локомотив») — 1,9
  • Алексей Березуцкий (ЦСКА) — 1,9
  • Василий Березуцкий (ЦСКА) — 1,9
  • Алексей Козлов («Динамо») — 1,9
  • Сергей Рыжиков («Рубин») — 1,8
  • Владимир Быстров («Краснодар») — 1,8
  • Марио Фернандес (ЦСКА) — 1,8
  • Олег Кузьмин («Рубин») — 1,8
  • Антон Шунин («Динамо») — 1,8
  • Павел Погребняк («Динамо») — 1,8
  • Евгений Макеев («Спартак») — 1,7
  • Владислав Игнатьев («Локомотив») — 1,6
  • Дмитрий Торбинский («Краснодар») — 1,5
  • Владимир Дядюн («Рубин») — 1,5
  • Тарас Бурлак («Рубин») — 1,5

Согласитесь, нужно быть крайне неразумным человеком, чтобы расстаться с лигой миллионеров всего лишь во имя мечты, какой бы высокой она ни была.

Миниатюра

Историю сборной России в формате миниатюры иллюстрирует «Зенит», который в силу целого ряда причин принято называть флагманом отечественного футбола. Точнее говоря, история «Зенита» очень «удачно» подчёркивает динамику регресса национальной сборной.

В 2008 году «Зенит» добился большого успеха, выиграв второй для отечественных клубов Кубок УЕФА (сборная, напомним, двигалась параллельным курсом и отличилась чуть позже, взяв «бронзу» чемпионата Европы). Стоит ли говорить, что сам по себе трофей, каким бы почётным он ни был, — это не цель, а всего лишь средство? Трофей — строка в профайле, часть истории, экспонат клубного музея и целая череда приятных воспоминаний, только и всего. Истинная же ценность его выражается (должна выражаться) в совсем других величинах. Если в самых общих словах, трофей служит (должен служить) мощным катализатором дальнейшего развития, потому что работа на позитивных примерах эффективна втройне.

Чего за следующие 9 лет добился «Зенит», пользующийся беспримерным вниманием высшего руководства страны и не знающий финансово-организационных проблем?

Выиграл 6 титулов национального масштаба (3 чемпионата России, 2 Кубка и Суперкубок), потратив на достижение этих целей огромные средства (далеко за миллиард, причём не «деревянный»), но ничего не добился в Европе. Ослабил конкурентов, скупив пару десятков готовых к употреблению российских игроков. Прилично пошумел на внешних рынках. Четырежды сменил главных тренеров, ни разу не обратившись к услугам отечественных специалистов. И, что самое главное, не воспитал в клубной академии ни одного (!) игрока для основного состава.

Сейчас, накануне сезона, «Зенит» вновь полон самых дерзких планов: вплоть до победы в Лиге чемпионов. У него есть деньги и амбиции, у него новый президент и новый главный тренер. И он опять шерстит по рынкам: кого можно было прикупить в России, те уже подписаны (Терентьев, Кузяев) или вот-вот будут (Ерохин, Полоз), от потенциальных европейских новичков рябит в глазах...

А на вопрос о том, ради чего всё это делается, ответа вы не найдёте. Ответ, вернее, есть, но к вопросам развития российского футбола он не имеет никакого отношения.

Сборной России от флагмана отечественного футбола пользы примерно ноль. В том числе поэтому бонусами от взлёта, датированного всё тем же 2008, сборная не воспользовалась. Мечтать же о новом взлёте, до возможности реализовать который ровно год, продолжают только романтики...

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы