Современный футбол часто обвиняют в том, что он утратил дух настоящей игры, который советские болельщики обычно с нежностью вспоминают, сидя перед телевизором и плюясь от очередного неудачного матча любимой команды. «Тогда играли не за деньги!» Признайтесь, как часто вы слышали или, может, даже произносили эту фразу, ставя крест на современных игроках?
Но не стоит грести всех под одну гребёнку. АиФ.ru попытается на деле доказать, что дух футбола жив даже в современном мире, где большинство игроков стараются уезжать туда, где платят больше, где звонкая монета стоит больше чести и верности, где деньги решают всё. Мы собрали шесть неожиданных примеров того, как настоящий футбол может оказаться выше, чем даже самое заманчивое предложение, главнее хоть всех денег мира.
Борис Ротенберг
Казалось бы, сын одного из богатейших бизнесменов России — не самый удачный пример для подобной темы. Российские любители футбола уверены, что место в составе большинства клубов для Бориса Борисовича Ротенберга обеспечивает его отец, банкир Борис Романович Ротенберг, состояние которого оценивается в без малого 1 миллиард долларов. Логика ясна. Вот только те, кто так считает, почему-то не задумываются над тем, почему футболист в таком случае сидит в этих клубах в запасе? Логично было бы «заплатить» и за место в основном составе. Не ради же жалкого оклада миллиардер якобы пропихивает своё чадо в команду? Но этот вопрос не вписывается в такую красивую концепцию продажности российского футбола.
Не впишется в неё и следующий вопрос: зачем Борису Борисовичу вообще играть в футбол? Он сын миллиардера, мог бы рассчитывать на самое лучшее образование на этой планете. По окончании вуза, при желании, ему была бы гарантирована высокая позиция в одной из компаний своего отца, а может, даже собственное дело. Но нет, он каждый день утром отправляется на изнурительные тренировки, на которых работает до седьмого пота, надеясь попасть в состав. Он ездит в сборную Финляндии, в которой вообще ничего не платят.
Он играет не ради денег, которых мог бы иметь в разы больше, пойди он по стопам отца. Он играет не ради славы, которой к 29 годам так и не достиг. Он играет лишь по одной причине — он любит играть в футбол. По поводу его уровня как футболиста можно спорить сколько угодно, но любви к игре у Бориса Ротенберга не отнять.
Халк
Второй пример для среднестатистического российского любителя футбола также может стать неожиданностью. Как можно в этот список включать самого высокооплачиваемого футболиста страны, который за год получает только в качестве зарплаты порядка 7 миллионов евро? Клеймо на Халке поставили, как только он приехал в нашу страну. «На заработки», — сказали болельщики, уверенные в правильности своего утверждения.
Однако своими последующими выступлениями Халк доказал, что приехал в Россию не номер отбывать, получая огромную зарплату. Он стал лучшим футболистом нашего чемпионата, а в Лиге чемпионов и вовсе вошёл в символическую сборную группового этапа, выступая в составе «Зенита».
Но на деле доказать, что он играет в футбол не ради денег, Халку удалось лишь зимой 2016 года. В январе «Зенит» получил предложение от одного из китайских клубов. Представители Поднебесной хотели приобрести бразильского форварда, купленного в своё время за 60 миллионов евро, за сумму, гораздо превышающую эту, — 100 миллионов евро.
Причём самому футболисту предлагали контракт на 5 лет с зарплатой порядка 20 миллионов евро в год — в три раза больше, чем он получает в России. До конца карьеры Халк разбогател бы на 100 миллионов евро.
Знаете, что сделал Халк? Он отказал китайцам. Можно полагать, что отказ последовал со стороны «Зенита». Но надо понимать, что клуб, который не позволил бы игроку заработать 100 миллионов евро, мог бы на него в будущем не рассчитывать. Выкладываться в такой ситуации на поле Халк перестал бы. Но он выбрал «Зенит», Россию, Лигу чемпионов, а не китайскую авантюру, пусть и прибыльную.
Эммануэль Эменике
В схожей с Халком ситуации оказался и бывший нападающий московского «Спартака», нигериец Эммануэль Эменике. Проведя в России совсем недолгое время, форвард вернулся туда, откуда приехал в Москву — в турецкий клуб «Фенербахче». Однако найти там свою игру футболисту не удалось. Последовала аренда в арабский «Аль-Айн» и новое возвращение в Турцию.
Зимой 2016 года, казалось, мечтам футболиста, выросшего в бедности Западной Африки, наконец суждено было сбыться. Его клуб получил заманчивое предложение от одного из китайских клубов. За игрока предлагали порядка 20 миллионов евро.
Турки, естественно, ответили согласием. Самому Эменике сулили прядка 8 миллионов евро в год за выступления в Китае. Логично было бы согласиться и больше никогда в жизни себе ни в чём не отказывать.
Но футболист избрал другой путь. На его виртуальных весах перевесила чаша, на которой располагался футбольный мяч, а не 500-евровые банкноты. Вместо того чтобы отправиться в Азию и стать богатым, он последовал за другой своей мечтой — согласился на правах аренды перейти в лондонский «Вест Хэм», чтобы впервые в жизни выйти на поле в английской Премьер-лиге.
Аарон Оланаре
И снова Нигерия, и снова Китай, и снова Россия. От предыдущих историй эта отличается лишь тем, что её герой, даже познав всю роскошь китайского предложения, всё-таки выбрал футбол.
Аарон Оланаре, 21-летний нигерийский нападающий, права на которого принадлежат китайскому клубу «Гуанчжоу Фули», в феврале 2016 года на правах аренды перешёл в московский ЦСКА, испытывающий проблемы на этой позиции.
Coded Tinz
Футболисту настолько сильно захотелось попробовать свои силы в серьёзном чемпионате, что он согласился на понижение зарплаты в несколько раз. Причём, если обычно в таких случаях клуб, отдающий игрока в аренду, выплачивает ему разницу в зарплате, в случае с Олонаре это не так. Каждый день выступлений за московскую команду он будет терять огромные, по российским, нигерийским и китайским меркам, деньги. Но он готов на это, лишь бы привлечь внимание европейских команд, тренеров своей национальной сборной.
Фёдор Смолов
Над Фёдором Смоловым ещё несколько месяцев назад потешалась едва ли не вся Россия. Весь интернет с упоение вёл отсчёт матчей, дней, часов и минут с того момента, когда нападающий в последний раз поражал ворота соперника. Сегодня же его считают одним из самых перспективных игроков России и прочат место в национальной команде.
Всё изменилось в тот момент, когда Фёдор принял решение уйти в аренду — из «Динамо» в екатеринбургский «Урал». Совершив этот манёвр, футболист в несколько раз потерял в зарплате, но приобрёл главное — игровую практику. В Екатеринбурге он доказал свою состоятельность как футболиста, чем привлёк внимание ведущих отечественных клубов. Вскоре настало время выбирать себе новый коллектив — контракт с «Динамо» подошёл к концу, и Фёдор был волен идти в любой клуб.
Но он вновь выбрал футбол, предпочёл динамично развивающийся «Краснодар» нескольким московским командам, где ему не гарантировали ни места в составе, ни стабильности. Уже будучи футболистом «быков», он заставил питерский «Зенит» выступить с предложением о трансфере. Причём видеть его в своей команде в клубе с берегов Невы хотели даже больше, чем бесплатного Александра Кокорина. Но игрок ответил отказом, решив, что для него лучше будет остаться в «Краснодаре». Надо ли говорить, что предложения и из Москвы, и из Санкт-Петербурга были в финансовом плане намного привлекательнее краснодарского?
Антон Шунин
В своё время вратаря Антона Шунина называли будущим Яшиным. Сходств и правда было много. Он, как и легендарный советский голкипер, является выпускником академии московского «Динамо». У него великолепные природные денные и огромное желание играть. Вот только после одного удачного сезона дела у игрока пошли не самым лучшим образом.
В какой-то момент он допустил несколько грубых ошибок. На несчастье, «под рукой», в запасе, оказался человек, способный его заменить. А затем в команду пришёл Владимир Габулов, окончательно усадивший Антона на скамейку запасных. На ней вратарь обитает на протяжении уже очень долгого времени.
Неправдой было бы сказать, что за это время он не получал ни одного предложения от других команд, они были — в том числе и очень выгодные. Но Антон ещё в детстве решил, что будет играть за «Динамо» во что бы то ни стало, за бело-голубых и только за них, пока клуб сам его не погонит. И он до сих пор пытается доказать, что достоин защищать ворота команды.
Показательный момент произошёл, когда в «Динамо» грянул кризис. Клуб был снят с розыгрыша Лиги Европы за нарушение правил финансового фэир-плей, а внутри команды началась настоящая перестройка. Легионеров с дорогими контрактами продали или прогнали из команды. Российским футболистам предложили подписать контракты на новых условиях, с заметным понижением зарплаты. Кто-то, как, например, ещё один воспитанник «Динамо» Александр Кокорин, отказался это сделать, сбежав в другую команду. А кто-то, как Антон Шунин, без лишних вопросов поставил подпись под новым соглашением, потеряв в деньгах, но оставшись верным любимой команде.