Начало последнего зимнего месяца, а также открытие трансферного окна в российском футболе, ознаменовалось сразу двумя громкими, если не сказать знаковыми переходами: надежда нашей сборной, нападающий Александр Кокорин и ветеран национальной команды Юрий Жирков, до этого выступавшие в составе московского «Динамо», официально оформили свои трансферы в стан действующего чемпиона и самого богатого клуба страны — питерского «Зенита».
Если верить слухам в спортивной прессе, зарплата первого составила порядка 3,5 миллионов евро и еще 2 миллиона форвард получил в качестве бонуса за подписание контракта. У Юрия, карьера которого уже близится к закату, зарплата будет чуть поскромнее — порядка 2,5 миллионов евро.
Эти суммы, по неофициальной информации, меньше тех, что были прописаны в контрактах игроков с «Динамо» — порядка 5 и 4 миллионов евро соответственно. Однако фанаты продолжают высказывать свое неодобрительное отношение к этим трансферам, уверяя, что Кокорин и Жирков в очередной раз доказали, что современным футболом, к сожалению, правят деньги.
АиФ.ru решил проверить, действительно ли выгодные контракты способны заставить футболистов забыть данные обещания.
Александр Кокорин
Один из самых перспективных форвардов России Александр Кокорин, перешедший из «Динамо» в «Зенит», на протяжении последних лет постоянно выслушивает обвинения в том, что для него в жизни главное деньги, а не футбол. Все началось с его перехода в «Анжи», где, по слухам, ему выплатили зарплату в 5 миллионов евро в год, за чем последовало возвращение в «Динамо» на тот же оклад.
В этот момент футболист стал самым высокооплачиваемым игроком с российским паспортом — столько среди россиян не получал никто и никогда. Особенно фанатам было обидно, когда цифры в прессе не совпадали с игрой футболиста на поле, которая частенько оставляла желать лучшего. Не поняли они Александра, когда он, по слухам, отказался подписывать новое соглашение с резким снижением зарплаты, когда у клуба начались проблемы и он был дисквалифицирован из Лиги Европы за нарушение правил финансового фэир-плей.
Но и игрока в этой ситуации понять можно. Он, воспитанник московского «Локомотива», никогда не клялся в верности бело-голубой команде. Да, говорил, что ему в ней нравится; да, подумывал о том, чтобы завершить карьеру с литерой «Д» напротив сердца, но в верности не клялся. Наоборот, он всегда утверждал, что как только подвернется подходящее предложение из сильного европейского чемпионата, пусть даже и от середняка, он на него согласится, даже если придется потерять в зарплате.
«Я готов. Серьезно, даже если зарплата будет существенно меньше, чем в России. Другое дело, что пока конкретных предложений в клуб не поступало. Когда будет — сядем с руководством и решим, что делать», — цитирует футболиста «Российская газета».
И вот, в конце 2015 года становится известно, что лондонский «Арсенал», не какой-нибудь там середняк, а лидер английской Премьер-лиги, заинтересован в приобретении Кокорина. Затем в прессе появилась информация о том, что сам Александр не хочет играть в Англии, где и зарплата меньше, и налоги выше, и матчей на поле придется проводить больше. Вот этого болельщики, которые истосковались по нашим легионерам в сильных западных чемпионатах, не поняли. Добил же их переход форварда в самый богатый клуб России, питерский «Зенит», который во многом объяснил отказ «Арсеналу».
Правда, агент футболиста утверждает, что о предложении со стороны лондонцев они с игроком узнали уже в тот момент, когда что-то решать было поздно, да и с «Зенитом» все уже было на мази, то есть, месяца на полтора–два раньше, чем об этом же интересе со стороны «Арсенала» узнала вся страна. Так что «сесть с руководством и решить, что делать», как этого хотел футболист, судя по всему не удалось. Или желания особого не возникло...
Юрий Жирков
Переход Юрия Жиркова также вызвал в фанатской среде небольшие волнения, заставившие далекие отголоски прошлого вновь ожить в коллективной памяти болельщиков. Юрий, как и Александр, ни в какой верности никакому «Динамо» не клялся. Он оказался в клубе после все того же краха «Анжи». В Дагестан он приехал из лондонского «Челси», в который в свое время переходил из столичного ЦСКА.
Как раз этот период футболисту болельщики и припоминают. Юрий — плоть от плоти «армеец», воспитанник ЦСКА, которому он обязан всем, что у него есть. И все бы ничего, если бы, уходя в «Челси», футболист не произнес этих слов:
«Я попал в список продаж клуба вместе с Флораном Малуда, Дидье Дрогба, Николя Анелька и Йосси Бенаюном, но надеюсь остаться в клубе еще на несколько сезонов. Пока рано говорить о моем уходе, но если он и случится, то из российских клубов перейду только в ЦСКА», — сказал тогда игрок.
Однако в это же трансферное окно Жирков вынужден был покинуть «Челси» — футболист был неугоден новому главному тренеру команды, которым оказался как раз нынешний тренер «Зенита» — португалец Андре Виллаш-Боаш. Теперь-то у Юрия будет возможность хотя бы полгода поработать под руководством этого специалиста.
В защиту футболиста стоит лишь заметить, что в тот момент, когда ему необходимо было уходить из «Челси», предложения со стороны ЦСКА так и не последовало, так что он просто не имел возможности выполнить свое обещание. Во всяком случае, это то, что утверждает сам игрок.
Мигель Данни
И снова «Динамо», и снова «Зенит»... Уж больно много игроков переходит из бело-голубого клуба в стан сине-бело-голубого. Очередным «перебежчиком» стал португальский полузащитник Мигель Данни, который раскрылся как игрок и получил мировое признание именно в составе московского клуба.
В свое время трансфер португальца наделал много шума. Шутка ли — паренек, который приехал в Москву чуть ли не как довесок к более именитым соотечественникам, переходящим в «Динамо», стал на тот момент самым дорогим футболистом страны. «Зенит» приобрел права на него за 30 миллионов долларов — по тем временам сумма совершенно сумасшедшая. Он, кстати, до сих пор остается самым дорогим футболистом, когда-либо проданным российским клубом.
Слова Данни о верности «Динамо» мы приводить не будем, ведь есть что-то даже более веское, чем его слова — вытатуированная на руке у футболиста стилизованная «динамовская» литера «Д», которая свидетельствует о бесконечной верности игрока команде. Как показало время, верность тоже имеет свою цену. А букву «Д» сам игрок начал называть не символом «Динамо», а просто первой буквой в своем имени, утверждая, что к московскому клубу она не имеет никакого отношения.
Динияр Билялетдинов
В очередном примере нам удалось-таки обойтись и без «Динамо», и даже без участия «Зенита». Динияр Билялетдинов — воспитанник московского «Локомотива», бывший в свое время даже капитаном своей команды. В 2009 году он произнес следующие слова:
«В России я буду играть только за «Локомотив». Но если появится вариант с хорошей зарубежной командой, выгодный и клубу, и мне, то почему бы и нет?», — приводит цитату официальный сайт команды.
Ах, как же футболист тогда ошибался. В скором времени он, одна из звезд недавно прошедшего Евро-2008, оказался в английской Премьер-лиге, в составе клуба «Эвертон» из Ливерпуля. Но это не выбивалось из концепции «не буду играть в России в другой команде». Нарушило же обещание футболиста возвращение на родину, когда он вместо красно-зеленой футболки «железнодорожников» надел красно-белую форму «Спартака», предложившего наиболее интересные условия по контракту. Позже он был отдан в аренду в «Анжи», затем — в «Торпедо». Сейчас права на Динияра принадлежат казанскому «Рубину», а это уже третий клуб, кроме «Локомотива», в нашей стране, за который Билялетдинов играет и забивает голы.
Артем Дзюба
«Никогда не скрывал, что я спартаковец с 6 лет. Я этим горжусь. От красно-белых я не отворачивался, никого не предавал. Я прошел все, видел таких легенд, как Егор Титов, Дмитрий Аленичев. Повторяю, я спартаковец!» — цитирует игрока «Спорт-Экспресс».
Интересно, что эти слова футболист произнес сразу после перехода в стан питерского «Зенита», одного из злейших врагов «Спартака» как на поле, так и на трибунах. Подавляющее большинство любителей футбола связывают эту перебежку с более выгодными финансовыми условиями в Санкт-Петербурге. Ведь игрок отказался подписывать контракт с родным клубом, условия которого его не устраивали, и ушел туда, где платят больше.
Сам же футболист видит другие причины своего решения, о чем и говорит во второй части приведенной чуть выше цитаты:
«Я патриотизм и идиотизм не путаю. Нужно трезво смотреть на вещи. Если в твоем доме к тебе относятся не очень уважительно, то сколько можно биться головой о стену? Я это делал до 26 лет... Всё! Я хочу побеждать, выигрывать трофеи, чтобы потом было, что вспомнить. Хочу каждый год пробовать себя в Лиге чемпионов. Считаю, поступил правильно, подписав контракт с «Зенитом». Сейчас это российский топ-клуб. Хочу играть с лучшими и против лучших».
В каких единицах измеряется уважение клуба к игроку, каждому решать для себя. Артем сделал свой выбор.
Роман Широков
Капитан сборной России на данный момент находится на волосок от подписания контракта с ЦСКА. Если это произойдет, то футболист вернется в свой родной клуб, где он начинал карьеру более 15 лет назад. В молодости по своей же глупости футболист вынужден был покинуть команду. Болельщики уверены, что он мог оказаться в ЦСКА еще в прошлом году, когда истек его контракт с «Зенитом». Но футболист выбрал московский «Спартак», хотя сам никогда не скрывал, что до сих пор, даже не проведя за ЦСКА ни одного официального матча, считает себя «армейцем».
«Если я воспитанник ЦСКА, как я могу сказать другое? Мне ничего плохого там не делали, меня воспитали, дали хорошее футбольное образование — почему я тогда должен оставаться кем-то другим? Я практически полжизни провел в этой команде», — цитирует игрока Sports.ru.
Не факт, что предложение от ЦСКА на тот момент вообще имело место, но фанаты в этом практически не сомневаются, намекая на более интересные финансовые условия, заставившие Романа выбрать «Спартак». Когда же в красно-белом клубе у Широкова не заладилось, он вынужден был сначала уйти в аренду, а потом и вовсе расторгнуть контракт. По этому поводу, а также насчет денег, высказался агент игрока Арсен Минасов:
«У Ромы семья, и для любого семейного человека деньги играют роль. Никто бесплатно не работает. Но это действительно не самый главный фактор. Важны не деньги, а отношение. Оно оставляет желать лучшего», — приводит слова агента «Советский Спорт».