В ближайшее десятилетие мировой футбол может измениться до неузнаваемости, а его центр переместиться на Ближний Восток. Такая идея до сих пор кажется фантастической, однако это весьма серьезные намерения очень серьезных людей, подкрепленные к тому же астрономическими суммами денег.
«Я знал, что все так и будет»
Звездный португалец Криштиану Роналду на днях заявил: «Если Криштиану куда-то идет, то это создает интерес, так что я знал, что все так и будет. Уверен, в следующем сезоне в Саудовскую Аравию приедет еще больше звезд».
Криштиану объявил, что уровень европейского футбола падает, и он больше не собирается играть в Старом Свете.
Перейдя в саудовский «Аль-Наср», 38-летний игрок получил контракт, по которому он будет получать 200 миллионов евро в год.
Однако приобретение португальца — отнюдь не разовая акция. Саудовцы всерьез рассчитывали заполучить и Лионеля Месси, которому предлагали, по имеющимся сведениям, в два раза больше, чем получил Криштиану.
Но и это не предел — саудовский «Аль-Хиляль» претендует на Килиана Мбаппе, за которого готов заплатить «Пари Сен-Жермен» 300 миллионов евро. Общий коммерческий доход француза в Саудовской Аравии может достигнуть 700 миллионов евро! При этом гарантированная зарплата Мбаппе составит «каких-то» 200 млн евро.
60 миллионов евро — мелочь
В отличие от Месси и Роналду, 24-летний Мбаппе не заслуженный ветеран, а игрок в самом расцвете сил. Пока француз не проявлял желания сменить Европу на Саудовскую Аравию, но если это все же произойдет, такое событие действительно станет историческим.
На этом фоне продажа питерским «Зенитом» все в тот же «Аль-Хиляль» бразильца Малкома за 60 млн евро выглядит мелкой сделкой, хотя для России это рекорд.
На мировой футбол идет настоящее цунами. По данным журналиста Бена Джейкобса, Министерство спорта Саудовской Аравии выделило местным футбольным клубам 19,7 млрд евро для осуществления трансферов на период до 2030 года.
То есть в среднем на трансферную кампанию закладывается 2,5 млрд евро в год. И это более чем достаточно, чтобы взорвать мировой футбольный рынок.
Футбольная модернизация
Речь идет о целой государственной концепции, за которой стоит лично наследный принц Мохаммед бин Салман.
Преобразование футбольного первенства Саудовской Аравии является частью программы «Видение 2030». Четыре сильнейших клуба страны — «Аль-Наср», «Аль-Хиляль», «Аль-Иттихад» и «Аль-Ахли» — переходят под контроль Государственного инвестиционного фонда Саудовской Аравии (PIF), который будет владеть 75% акций.
Еще четыре клуба перейдут под управление крупнейших компаний страны, включая нефтяной гигант Aramco.
Перед первой четверкой поставлена задача в ближайшие годы заполучить в состав не менее трех игроков первой мировой величины каждому. У второй четверки задача чуть попроще — по одной звезде в составе.
Таким образом, в саудовских клубах через несколько лет должны играть более полутора десятков лучших футболистов мира.
Это не просто бездумная скупка лучших. Программа предполагает привлечение лучших тренерских кадров, а также специалистов во всех сферах футбольной деятельности. Итоговой задачей является выход чемпионата Саудовской Аравии в топ-10 сильнейших лиг мира. Сегодня саудиты, по оценкам экспертов, находятся в седьмом десятке.
Если очень хочется...
Пока особого желания у звезд первой величины, находящихся в расцвете сил, перейти в саудовские клубы не наблюдается. Перебить статус еврокубков деньгами, в первую очередь Лиги чемпионов, не так-то просто. Но саудиты намерены работать методично и последовательно.
Надо понимать, что в финансовом отношении с таким напором не может бороться ни один европейский клуб. Более того, УЕФА совсем недавно отбила атаку Суперлиги, куда хотели уйти самые успешные команды Старого Света, не желавшие вариться в одном турнире с «бедняками».
Но осадить саудитов в этом смысле невозможно — это их чемпионат и их правила. Если им действительно удастся создать лигу, в которой будут выступать лучшие, чемпионат Саудовской Аравии будет привлекать такое же внимание, как сейчас Английская премьер-лига.
Шейхи — ребята упорные. И, кажется, единственное, что им может помешать, — это истощение запасов нефти.