Примерное время чтения: 11 минут
368

«Цукерберг написал»: письмо основателя Facebook будущим акционерам

Фото: Reuters

Facebook не создавался для того, чтобы быть компанией. Он создавался, чтобы выполнить некую социальную миссию — сделать мир более открытым и связанным. Мы считаем важным, чтобы все, кто инвестируют в Facebook, понимали эту миссию, ее значение для нас, понимали, как мы принимаем решения и почему мы делаем то, что мы делаем. Я попытаюсь обрисовать наш подход в этом письме.

Нас вдохновляют технологии, которые изменили принципы распространения и потребления людьми информации. Мы часто вспоминаем такие изобретения, как печатный пресс и телевидение — облегчив коммуникацию, они привели к трансформации многих важных частей жизни общества. Они дали людям голос. Они способствовали прогрессу. Они изменили систему организации жизни. Они сделали нас ближе друг к другу.

Сегодня наше общество достигло переломного момента. Мы живем в то время, когда большинство людей в мире имеют доступ в интернет и мобильную связь, и они могут очень простым для себя способом делиться мыслями и чувствами с теми, с кем хотят. Facebook стремится к тому, чтобы создавать сервисы, которые дадут людям возможность распространять все, что угодно, и помогут им влиять на разные сферы жизни.

Существует большая потребность связать всех в мире, дать каждому голос и помочь изменить общество для будущего. Мы должны создать технологии и инфраструктуру, беспрецедентную по своим масштабам и мы считаем, что это самая важная проблема, на которой мы должны сфокусироваться. Мы хотим укрепить связи между людьми. Пускай это звучит очень глобально, но ведь все начинается с малого — с отношений между двумя людьми. Отношения  — фундаментальная единица нашего общества. Отношения — это то, как мы находим новые идеи, понимаем наш мир и, в конечном счете, становимся счастливыми.

В Facebook мы создаем средства, которые помогают людям поддерживать связь друг с другом, делиться тем, чем они хотят. Обмениваясь информацией, даже если только между членами семьи или близкими друзьями, пользователи создают более открытую культуру и начинают лучше понимать жизнь других людей.

Помогая людям создавать связи, мы надеемся изменить способ, которым пользователи потребляют и распространяют информацию. Мы считаем, что мировая информационная инфраструктура должна напоминать социальный граф — сеть строится снизу вверх или от участника к участнику, а не монолитно, сверху вниз, как это было раньше. Мы также думаем, что давать пользователям возможность контролировать то, что они распространяют, — фундаментальный принцип этих изменений.

Мы уже помогли более 800 млн пользователей установить больше 100 млрд связей и наша цель — ускорить этот процесс. Мы также надеемся улучшить взаимоотношения людей и бизнеса, людей и экономики.

Мы думаем, что более открытое общество, где важны связи между людьми, повлияет и на экономику, в рамках которой появятся компании, которые будут делать лучшие продукты и предоставлять лучшие сервисы.

Чем больше люди общаются между собой, тем больше они получают информации от тех, кому доверяют, о продуктах и услугах, которые они используют. Это очень простой способ делать выбор в пользу лучших продуктов и двигаться к качественной жизни.

Как результат — бизнес будет вынужден делать хороший продукт с учетом пожеланий общества. Продукты, которые будут сделаны с учетом мнения общества (social by design), будут более востребованы, чем продукты конкурентов, которые не двигаются в этом направлении.

Наша платформа уже привлекла внимание сотен тысяч компаний, дала им возможность создавать высококачественный и более социально ориентированный продукт. Мы кардинально изменили индустрию игр, музыки, новостей, и мы ждем таких же перемен в других сферах.

Кроме того, что компании вынуждены делать более качественные продукты, многие из них начали взаимодействовать с пользователями напрямую, без посредников. Больше 4 млн компаний завели свои странички в Facebook, и они используют их для диалога со своими настоящими и будущими клиентами. Мы ожидаем, что этот тренд будет расти.

Мы надеемся изменить принцип взаимодействия пользователей с правительствами их стран и социальными институтами. Мы хотим помочь людям устанавливать прозрачный диалог с государством, чтобы их голос звучал громче, чтобы чиновники несли ответственность и сотрудничали с гражданами, решая проблемы, которые актуальны в наше время.

Дав пользователям возможность распространять информацию, мы увидели, как окреп голос людей, они использовали свои возможности объединиться в разные исторически важные моменты. Их голос стал громче, а количество вовлеченных людей стало больше. Их невозможно проигнорировать. Мы ожидаем, что правительства станут более отзывчивыми к проблемам граждан и согласятся взаимодействовать напрямую, а не через посредников.

Мы верим, что во всех странах с высоким проникновением интернета, появятся лидеры, которые будут бороться за права людей, включая право на распространение информации и получение доступа к ней.

Кроме того, что экономика станет двигаться в сторону производства более качественных продуктов, мы также ожидаем, что будут появляться сервисы, адресованные большому количеству людей по всему миру, которые смогут решать проблемы, связанные с работой, образованием, здоровьем. Мы хотим способствовать этому.

     

Наша миссия и наш бизнес

Как я уже говорил, Facebook не был создан для того, чтобы стать компанией. Мы всегда заботились в первую очередь о нашей социальной миссии, о сервисах, которые мы делали, и о людях, которые ими пользуются. Это необычный подход для публичной компании, и я хочу объяснить, почему он оправдан.

Я начал писать первую версию Facebook для себя, просто потому что мне захотелось. С тех пор, многие идеи и код, который сделал Facebook таким, какой он есть, привнесли лучшие люди, которых мы привлекали к работе.

Большинство лучших людей думают о том, чтобы сделать что-то большое, но они также хотят зарабатывать деньги. Привлекая инвесторов, создавая команду, а также сообщество разработчиков и рекламный рынок, я понял, как создать сильную команду с сильной экономической составляющей, команду, которая будет расти и решать важные проблемы.

Все очень просто: мы не делаем сервисы, чтобы заработать на них деньги, мы делаем деньги, чтобы на них делать хорошие сервисы.

И мы думаем, это хороший способ создавать что угодно. В наши дни все больше людей хотят пользоваться сервисами компаний, которые думают о чем-то большем, нежели просто увеличение прибыли.

Фокусируясь на нашей миссии и делая действительно крутые сервисы, мы верим, что мы будем иметь большую ценность для наших акционеров и партнеров на протяжении долгого времени. И это позволит нам привлечь лучших людей, чтобы создавать еще более качественные сервисы. Проснуться ранним утром с единственной целью в голове — делать деньги — это история не про нас. Но мы понимаем — чтобы достичь наших целей и выполнить нашу миссию, нам нужно построить сильную компанию.

Точно также мы думаем и про IPO. Мы идем на биржу ради наших сотрудников и наших инвесторов. Мы давали им обещание, что будем работать, чтобы сделать этот бизнес ликвидным, и это IPO — обещание, которое мы держим. Став публичной компанией, мы будем держать похожие обещания перед нашими новыми инвесторами и мы будем работать с полной отдачей.

     

Hacker Way

Как сильная компания, мы работаем и над тем, чтобы Facebook был лучшим местом для великих людей, которые могли бы менять мир и учиться у других великих людей. Мы культивируем уникальную культуру и менеджмент, который мы называем Hacker Way («Путь хакера»).

Слово «хакер» носит негативную окраску — представляется человек, который ломает компьютеры. В реальности хакерство часто означает создание чего-то быстро и даже на грани того, что можно делать, а что нет. Да, это можно использовать и на благо, и во вред, как и многие другие вещи, но большинство хакеров, с которыми я знаком, - идеалисты, они хотят внести позитивный вклад в развитие мира.

Hacker Way — это такой вид работы, где важна непрерывность, усовершенствование и повторение. Хакеры верят, что все можно сделать лучше и нет ничего невозможного. И они стремятся показать это, часто просто чтобы доказать, что все реально.

Работа хакеров трудна, они часто возвращаются к каким-то моментам, начинают все сначала, но это лучше, чем сделать сразу и начисто. Мы поддерживаем это и даем возможность проводить тесты, создавать и пробовать свои версии Facebook. Стены нашего офиса исписаны фразой «Сделать как-то — это лучше, чем не сделать никак».

Хакинг — это также активная работа. Вместо того, чтобы обсуждать несколько дней новую идею, возможно это или нет, они идут и делают прототип, чтобы посмотреть, как это работает. Мантра хакеров, которую можно услышать в офисах Facebook: «Код побеждает аргументы».

Культура хакеров максимально открыта и меритократична. Они верят, что лучшая идея и ее исполнение всегда победит — и тех, кто хорошо лоббирует свою точку зрения, и тех, у кого в подчинении больше людей.

Поощряя этот подход, мы каждые несколько месяцев устраиваем «хакатлон», где каждый строит прототипы проектов своих новых идей. Затем команда собирается вместе и смотрит, что получилось. Многие идеи, реализованные в Facebook (Timeline, чат, видео, наши мобильные решения и части нашей инфраструктуры), появились именно во время «хакатлонов».

Чтобы быть уверенными, что наши разработчики разделяют наш подход, мы предлагаем новым сотрудникам, даже менеджерам, которые не будут писать код, пройти через программу Bootcamp, где они изучают нашу программную среду, наши инструменты и наш подход. Есть много людей в нашей отрасли, кто управляет разработчиками, но сами не занимаются кодом. Нанимая сотрудников, мы ищем людей, которые хотят и могут пройти через Bootcamp.

Приведенные выше примеры связаны с программистами, но из этих принципов мы выделили 5 ключевых ценностей Facebook.

Фокусироваться на результате

Если мы хотим иметь получить хороший результат, лучший способ — фокусироваться на решении действительно важных проблем. Это звучит слишком просто, но нам кажется, что большинство компаний справляются с этим плохо, а значит — теряют время. Мы ожидаем, что каждый в Facebook способен отделять самые важные проблемы и решать именно их.

Быстро двигаться

Быстрое движение позволяет нам делать больше и учиться быстрее. Многие компании предпочитают двигаться медленнее, пусть и упуская возможности, чем двигаться быстро и, возможно, совершать по пути ошибки. Мы говорим: «Двигайся быстро и разрушай». Идея в том, что, если ты никогда ничего не ломал, ты, скорее всего, не двигался быстро.

Быть смелым

Создавать великие вещи — значит, идти на риск. Это страшно, и потому многие компании не делают того, что могли бы. Но мир меняется так быстро, что ты гарантированно потерпишь фиаско, если не пойдешь на риск. Мы говорим иначе: «Самый большой риск — не идти на риск». Мы поощряем всех, кто рискует, даже если может иногда приводить к ошибкам.

Быть открытым

Мы верим, что открытый мир — лучший мир, потому что люди, владея информацией, принимают более взвешенные решения и добиваются большего. Это относится и к управлению компанией. Мы много работаем над тем, чтобы быть уверенными — каждый в Facebook имеет доступ к максимально возможному количеству информации, чтобы принимать правильные решения и достигать высокого результата.

Создавать социально значимые вещи

Опять же — мы хотим сделать мир более открытым и укрепить связи между людьми, а не просто создать компанию. Мы ожидаем, что все, кто работают в Facebook, каждый день будут делать акцент на том, чтобы создавать то, что имеет реальную ценность для мира. Благодарю, что вы уделили время и прочитали это письмо.

Перевод: Марина Пурим

Иллюстрации:
globallookpress.com

       

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах