Примерное время чтения: 5 минут

В 10 раз больше Земли. Подтвердится ли открытие девятой планеты?

Американские учёные Майкл Браун и Константин Батыгин объявили о крупном открытии в астрономии. Они уверены, что в Солнечной системе есть девятая планета. Как могло появиться это небесное тело и почему для подтверждения своей догадки исследователям понадобится целых пять лет, АиФ.ru рассказал директор Института астрономии РАН Борис Шустов.

Наталья Кожина, АиФ.ru: Борис Михайлович, насколько вероятно существование девятой планеты?

Борис Шустов: Сами учёные дают довольно высокую вероятность существования девятой планеты. В свою очередь, я могу только процитировать то, что изложено в их материале. Авторы утверждают, что вероятность недостоверности их результата (вывода о существовании этой массивной планеты) составляет всего 0,007% или 1/15 000. В остальном они уверены в своей правоте. Но критика со стороны некоторых экспертов заключается в том, что даже эти числа недостаточно убедительны, нужна ещё большая точность.

Напомню, что открытие было сделано на основе анализа орбит очень далёких объектов (транснептуновых). В последние десятилетия за Нептуном обнаружены малые тела размером с Плутон, некоторые даже больше него, т. е. Плутон — не единственная малая планета на дальних окраинах Солнечной системы, их может быть много.

В настоящий момент открыто примерно полтора десятка таких тел. Проанализировав движение 6 из этих малых планет, учёные увидели, что их орбиты своеобразно скучиваются — перицентры орбит (точки, ближайшие к Солнцу) лежат в компактной области пространства. Авторы считают, что это не может быть случайным. Спровоцировать такие вещи могло некое сильно гравитирующее тело. Исследователи оценивают его массу в 10 раз больше массы Земли, с размашистой орбитой (сильно далеко за пределами Солнечной системы). Если орбита Плутона составляет 40 астрономических единиц (астрономическая единица — расстояние от Земли до Солнца), то это тело летает на расстоянии 600–1200 астрономических единиц. Планету называют Планета-9 (по аналогии с Планетой-Икс, гипотезы о существовании которой выдвигались ещё столетия назад).

— Как могло появиться такое тело?

— Маловероятно, что такое тело сформировалось на периферии Солнечной системы, поскольку процессы там идут очень медленно. Для того чтобы образовать планету даже такой массой, как Земля, нужно не 4,5 млрд лет, а гораздо больше. Считается, что эта массивная планета была «выкинута» из ранней Солнечной системы в результате сложного динамического взаимодействия. На эту версию опираются сами авторы. Думаю, что сейчас нам следует дождаться результатов предложенной ими пятилетней программы наблюдений, чтобы делать стопроцентно надёжные заключения.

Хочу заметить, что очень похожая картина уже происходила в XVIII веке, когда французский математик Урбен Леверье анализируя неправильное поведение движения Урана, высказал гипотезу, что за ним существует массивная планета, которая и вызывает искажения в движении. Эта планета действительно была открыта и получила название Нептун.

— Почему для подтверждения или опровержения существования девятой планеты сами учёные дают именно пять лет?

— Они дают довольно большую область наблюдений. Планета очень далёкая, и её блеск должен быть очень малым, с обычным любительским телескопом вы её никогда в жизни не увидите, для обнаружения нужны огромные приборы, большого диаметра. В свою очередь, такие телескопы имеют определённую особенность — они в каждый данный момент могут наблюдать только очень малую область неба. Представьте себе, вам даётся большой кусок неба, и его необходимо весь осмотреть, но если поле зрения телескопа маленькое, то вы будете делать это весьма долго.

Ещё один нюанс — малая вероятность того, что всё это неправда, о которой мы упомянули в начале беседы, может возрасти, если в результате программы наблюдений обнаружатся транснептуновые тела, у которых перицентры орбит не концентрируются в той же области, как у этих шести малых планет. Пока открыта малая часть тел, и оказалось, что 6 из них имеет такую особенность. Здесь есть где поработать науке.

— Если существование девятой планеты подтвердится, что нам это даст?

— Как научный факт — это очень интересно, может быть подтверждена динамическая гипотеза о том, как попадают такие планеты на периферию, получены данные о ранней Солнечной системе, ведь раньше она была совсем не такой, как сейчас, и будет продолжать меняться. Какого-то практического значения для человечества данное открытие не несёт. Планета летает очень далеко. Но сами учёные (авторы работы) сравнивают свою работу с открытием нового континента на Земле — наверное, немного с самоиронией.

— Хотя ответ очевиден, но я вас всё же спрошу, возможно ли существование на такой планете жизни?

— Планета крайне удалена от солнца, и, скорее всего, даже по температурным условиям, я уже не говорю про другие факторы, существование жизни, как мы её понимаем, вряд ли возможно.

— Борис Михайлович, а в России ведутся исследования подобного плана?

— Конечно, у нас есть программа наблюдений транснептуновых объектов, с помощью шестиметровго телескопа БТА Специальной астрофизической обсерватории РАН. И по теории (динамике таких тел) ведутся такие работы, например, в нашем институте. Но кому-то везёт, а кому-то нет. При этом у отечественных учёных есть другие интересные выводы, которые, возможно, не такие сенсационные, хотя и не менее важные. Наш мир гораздо более разнообразен, чем нам кажется, мы пока исследовали только малую его часть.