Ученые: выявлены новые типы систем бактериального иммунитета

Москва, 16 марта - АиФ-Москва.

Специалисты обнаружили новые типы CRISPR-Cas систем адаптивного иммунитета бактерий.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Сколтеха, результаты исследования экспертов Сколковского института науки и технологий совместно с коллегами из Национальных Институтов Здоровья и Массачусетского Технологического Института опубликованы в журнале Nature Reviews Microbiology.

Специалисты объяснили, что CRISPR-Cas - это специальная система, благодаря которой бактерии защищаются от вирусов. В этой системе бактерии хранят участки генома вирусов и гены белков Cas, способные разрезать ДНК в определенных местах. В том случае, если вирус нападает на бактерию, она с помощью защитной системы выявляет ДНК вируса и ликвидирует ее, используя Cas белки.

По словам ученых, адаптивная система CRISPR-Cas, имея способность разрезать ДНК в необходимых местах, выступила в качестве основы для создания технологий по изменению генома. Уточняется, что благодаря данным технологиям можно, в частности, лечить генетические заболевания.

«Мы предсказали новые системы с помощью систематического биоинформатического поиска в последовательностях ДНК, хранящихся в базах геномных данных. Гены некоторых из предсказанных нами систем очень необычные, и сами CRISPR-Cas системы не похожи на те, которые изучались ранее. Мы почти уверены, что теперь нам известны все основные типы CRISPR-Cas систем», - сообщает автор исследования и аспирант Сколтеха Сергей Шмаков.

С помощью выявленных CRISPR-Cas систем могут быть разработаны усовершенствованные инструменты для редактирования генома, считают эксперты.