Ученые обнаружили замедление старения человека благодаря голым землекопам

Москва, 6 марта - АиФ-Москва.

Ученые МГУ раскрыли секрет долголетия африканских грызунов голых землекопов, что, по мнению специалистов, может помочь в победе над старением человека, сообщает пресс-служба Московского государственного университета.

В научном журнале Physiological Reveiws вышла статья биологов и математиков МГУ, написанная в соавторстве с немецкими зоологами из Берлина. В ней группа ученых под руководством академиков РАН Виктора Садовничего и Владимира Скулачева высказала и обосновала гипотезу, объясняющую феномен замедления старения и исключительного долголетия голого землекопа (Heterocephalus glaber). Так, согласно гипотезе, грызунам удалось так сильно замедлить процесс своего индивидуального развития, что это позволило многократно продлить период молодости. Именно это привело к резкому замедлению процесса старения.

По словам ученых, подобный процесс уже начался у человека. Математический анализ продолжительности жизни, детородного периода и других признаков показывает, что у людей замедляются так называемые биологические часы, причем это замедление прогрессирует с каждым столетием, продлевая период молодости.

Это означает, что старение (как у голого землекопа, так и у человека) генетически запрограммировано и не может объясняться тем, что с возрастом в организме накапливаются «поломки». При этом биологи уже умеют «отключать» генетические программы, поэтому Владимир Скулачев и его сотрудники решили применить этот прием к программе старения. Ее работу предполагается замедлить специально разработанными веществами – митохондриально-адресованными антиоксидантами.

«Коль скоро старение – программа, то его можно замедлить, и такая возможность уже частично реализована с помощью естественного отбора. Но мы, люди, уже давно не полагаемся на «черепашью» скорость эволюции. Мы используем достижения технического прогресса для решения своих задач, и пришла пора применить его против старения», – уверен декан факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ Владимир Скулачев.

«Эта работа – отличный пример внутриуниверситетской кооперации нескольких факультетов в рамках мегапроекта «Ноев Ковчег», поддержанного Российским научным фондом, – рассказал ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. – Работа объединяет усилия сотрудников института физико-химической биологии имени Белозерского, биофака и мехмата, так как изучение старения, продолжительности жизни строится, в основном, на анализе всевозможных статистических данных. В данном случае этот анализ четко показывает важнейший биологический факт: старение человека уже начало замедляться».