aif.ru counter

Ученые МГУ «растянули» алмаз электрическим полем

Обнаруженный эффект может быть использован в датчиках электрического поля

Москва, 5 декабря - АиФ-Москва.

Сотрудники физического факультета МГУ обнаружили эффект растяжения кристаллов алмаза под воздействием электрического поля, исследование опубликовано в журнале Nano Letters.

Эффект удалось обнаружить, воздействуя высоким напряжением на алмазные микроиглы, помещенные в вакуум. Электрическое поле вызывает поляризацию алмаза и механическое усилие, растягивающее иглу.

«При этом деформируется и структура отдельных центров окраски. А вместе со структурой меняются их квантово-оптические характеристики. Если раньше для этого можно было только сжимать алмазы, то теперь нам впервые удалось сделать то, что раньше не удавалось, — растянуть их», - поделились авторы работы.

Отмечается, что данный эффект может быть использован при создании бесконтактных детекторов электрического поля, а также других квантово-оптических устройств.

«Такими детекторами можно будет измерять не только поля, созданные с помощью высокого напряжения в условиях высокого вакуума, но и поля, которые существуют в биологических молекулах: ДНК, РНК и других», - сообщили в МГУ.