Примерное время чтения: 14 минут

После первого. Кто стал американским «Гагариным» и китайской «Терешковой»?

Сюжет 12 апреля - День космонавтики

Космические пионеры

Общеизвестно, что Советскому Союзу принадлежит целая россыпь космических рекордов — первый полёт человека в космос, первый выход в открытый космос, первый полёт женщины-космонавта… Из больших космических призов наша страна уступила первенство, пожалуй, только на Луне.

За более чем 60-летнюю историю освоения космического пространства только трём странам удалось самостоятельно отправить человека в космос — СССР (и его правопреемнице России), США и Китаю.

У Соединённых Штатов и у Китая были свои «Гагарины» и «Терешковы», однако в силу того, что для мира они уже не были первыми, эти покорители космического пространства мало кому известны вне пределов собственной страны, что, наверное, не совсем справедливо.

Но сначала напомним об отечественных первопроходцах.

Первый полёт в космос на корабле «Восток-1» 12 апреля 1961 года совершил Юрий Гагарин.

Первой-женщиной космонавтом 16 июня 1963 года стала Валентина Терешкова, пилотировавшая «Восток-6».

Первый выход в открытый космос 18 марта 1965 года совершил Алексей Леонов, осуществлявший полёт на корабле «Восход-2» вместе с Павлом Беляевым.

Два «Гагариных» для одной Америки

Как ни странно, но на лавры американского «Гагарина» могут претендовать сразу два человека. Причина казуса заключается в том, что пилотируемая космическая программа США начиналась не с орбитального, а с суборбитального полета. Такой полёт проходит по баллистической траектории с краткосрочным выходом в космос.

Разумеется, он не чета классическому путешествию по орбите, но кто бы потом разбирался, кроме специалистов, если бы первый американский астронавт стартовал раньше Гагарина?

А шанс на это был. Весной 1961 года две страны в космической гонке шли ноздря в ноздрю, и всё-таки русское «Поехали!» прозвучало раньше английского «Forward!».

Американский «Гагарин» номер один Алан Шепард стартовал 5 мая 1961 года на корабле «Меркурий-3» с космодрома на мысе Канаверал. В отличие от гагаринских 108 минут, Шепард находился в полете всего 15 минут 28 секунд, после чего приводнился в океане. В эпоху одноразовых космических кораблей американцы практиковали не посадку на сушу, а именно приводнение. Вернувшегося из космоса пилота спасатели на вертолетах поднимали из воды и доставляли на борт авианосца.

Американский Гагарин совершил свой первый полет 5 мая 1961 года на корабле Меркурий -3
Американский «Гагарин» совершил свой первый полет 5 мая 1961 года на корабле «Меркурий -3». Фото: www.globallookpress.com

«Неполноценный» статус первого полета Шепард компенсировал десять лет спустя, в составе экипажа «Аполлона-14» побывав на Луне.

Участник первой лунной экспедиции Базз Олдрин, отличавшийся отменным чувством юмора, как-то в интервью пояснил, почему в США первым в космос отправили именно Шепарда: «Вообще хотели послать обезьяну, но в НАСА пришла куча писем в защиту прав животных, а в защиту Шепарда не пришло ни одного письма. Вот он и полетел».

Спасатели на вертолетах поднимают из воды вернувшегося из космоса Алана Шепарда
Спасатели на вертолетах поднимают из воды вернувшегося из космоса Алана Шепарда. Фото: www.globallookpress.com

Американским «Гагариным» номер два стал астронавт Джон Гленн, 20 февраля 1962 года на корабле «Меркурий-6» совершивший полноценный орбитальный полет продолжительностью 4 часа 55 минут.

Любопытно, что Гленн 5 мая 1961 года был дублером Алана Шепарда.

Впрочем, у Джона Гленна есть мировой космический рекорд. 29 октября 1998 года он отправился в космос на многоразовом космическом корабле «Дискавери». 77-летний Гленн, который, к тому же, в тот момент был еще и сенатором США, стал самым пожилым человеком, побывавшим в космосе.

Джон Гленн стал самым пожилым человеком, побывавшим в космосе, 1998 год
Джон Гленн стал самым пожилым человеком, побывавшим в космосе, 1998 год. Фото: www.globallookpress.com

Американского «Леонова» погубил пожар

Американским «Леоновым», то есть первым астронавтом США, вышедшим в открытый космос, стал Эдвард Уайт. Произошло это историческое событии 3 июня 1965 года, во время полета американского корабля «Джемини-4». Напарником Уайта по экипажу был Джеймс МакДивитт.

Уайт отстал от Леонова меньше, чем на три месяца. При этом американец находился в открытом космосе дольше Леонова — 36 минут против 23 минут 41 секунды. Нюанс заключался и в разных методиках выхода: если советский космонавт выходил через шлюзовую камеру, а сам корабль оставался герметичным, то для выхода американского астронавта корабль полностью разгерметизировался. То есть фактически в открытом космосе находился не только Эдвард Уайт, но и второй член экипажа Джеймс МакДивитт, не покидавший кабины.

Американский Леонов Эдвард Уайт вышел в открытый космос 3 июня 1965 года
Американский «Леонов» Эдвард Уайт вышел в открытый космос 3 июня 1965 года. Фото: www.globallookpress.com

Судьба американского «Леонова» оказалась трагичной. 27 января 1967 года во время наземных испытаний космического корабля «Аполлон-1» произошел пожар в кабине, в результате которого погиб весь экипаж — Эдвард Уайт, Вирджилл Гриссом и Роджер Чаффи.

Первая американка в космосе оказалась «не такой»

В отличие от американского «Гагарина» и от американского «Леонова», американская «Терешкова» отстала от оригинала на… 20 лет.

Первая женщина-астронавт Салли Райд отправилась в космос 18 июня 1983 года в составе экипажа многоразового космического корабля «Челленджер».

Однако американцы очень быстро «догнали и перегнали». К настоящему времени в космосе побывали уже несколько десятков американок, в то время как в СССР и России на орбиту поднимались только три дамы — Валентина Терешкова, Светлана Савицкая и Елена Кондакова. Четвертой осенью 2014 года должна стать Елена Серова.

Первая женщина-астронавт Салли Райд отправилась в космос 18 июня 1983 года в составе экипажа многоразового космического корабля Челленджер
Первая женщина-астронавт Салли Райд отправилась в космос 18 июня 1983 года в составе экипажа многоразового космического корабля «Челленджер». Фото: www.globallookpress.com

Что касается Салли Райд, то в 1984 году она совершила второй полет и готовилась к третьему, но эти планы были нарушены катастрофой «Челленджера» в январе 1986 года, после чего астронавтка перешла на другую работу.

Салли Райд не стало в 2012 году, и тут всплыла еще одна подробность — как выяснилось, на протяжении более чем четверти века она жила в неофициальном однополом браке с Тэм О’Шоннесси. Так что Салли Райд можно считать пионером космических трасс среди представителей ЛГБТ-сообщества.

Аамериканская Терешкова отстала от оригинала на 20 лет
Аамериканская «Терешкова» отстала от оригинала на 20 лет. Фото: www.globallookpress.com

Китайский «Гагарин» полетел на китайском «Союзе»

Пилотируемая космическая программа Китая начала реализовываться только в XXI веке и имела свою, особую специфику. Например, космические корабли «Шэньчжоу» внешне так же похожи на отечественные «Союзы», как некоторые марки китайских автомобилей на лучшие образцы немецкого автопрома. Эта самая похожесть даже стала причиной нескольких уголовных дел в России в отношении лиц, которых подозревали в передаче космических секретов Китаю.

Впрочем, первые китайские космонавты (в китайском варианте тайконавты) проходили подготовку в Звездном городке.

Своим китайским «Гагариным» Поднебесная обзавелась 15 октября 2003 года, когда на корабле «Шэньчжоу-5» в космос поднялся 38-летний полковник Народной Освободительной армии Китая Ян Ливэй. Полет продолжался чуть более 21 часа и завершился успешным приземлением в автономном районе Внутренняя Монголия.

15 октября 2003 года на корабле Шэньчжоу-5 в космос поднялся 38-летний полковник Народной Освободительной армии Китая Ян Ливэй
15 октября 2003 года на корабле «Шэньчжоу-5» в космос поднялся 38-летний полковник Народной Освободительной армии Китая Ян Ливэй. Фото: www.globallookpress.com

В Китае этот успех был встречен с большой радостью, хотя злые языки (в основном, конечно, за рубежом) припомнили, что Ян Ливэй — далеко не первый китаец в космосе. В американской космической программе к тому времени успели поучаствовать как минимум четыре этнических китайца, причем один из них, Эдвард Цзан Лу, наблюдал за полетом Ян Ливэя с борта Международной космической станции.

Китайскую «Терешкову» нашли среди замужних летчиц

Китайский «Леонов» вышел в открытый космос в 2008 году, во время полета корабля «Шэньчжоу-7». В состав экипажа вошли Чжай Чжиган, Цзян Хайпэн и Лю Бомин. Корабль стартовал 25 сентября, а сам выход в открытый космос состоялся 27 сентября. Историческая миссия выпала на долю 42-летнего Чжая Чжигана. Первый китайский выход в открытый космос продлился около 20 минут.

Тайконавт Чжай Чжиган провел в открытом космосе около 20 минут
Тайконавт Чжай Чжиган провел в открытом космосе около 20 минут. Фото: www.globallookpress.com

Китайская «Терешкова» отправилась в космический полет в тот же день, что и легендарная «Чайка» на «Востоке-6» — 16 июня, но на 49 лет позже.

16 июня 2012 года с космодрома Цзюцюань был запущен космический корабль «Шэньчжоу-9» с экипажем из трех человек. Спустя два дня «Шэньчжоу-9» пристыковался к орбитальному модулю «Тянгун-1», после чего была создана первая китайская пилотируемая орбитальная станция.

Вместе с командиром экипажа Цзин Хайпэном и пилотом Лю Ваном в полете участвовала исследователь Лю Ян.

В отряд тайконавтов Лю Ян пришла из военно-транспортной авиации, где она к тому времени дослужилась до должности заместителя командира эскадрильи. Любопытно, что среди жестких требований, предъявлявшихся к китаянкам, претендовавшим на полет, было замужество.

Первая женщина-тайконавт Лю Ян провела в космосе 12 дней и 15 часов
Первая женщина-тайконавт Лю Ян провела в космосе 12 дней и 15 часов. Фото: www.globallookpress.com

Лю Ян с программой полета справилась успешно, кое-в чем превзойдя и Терешкову, и Салли Райд — если полет первой длился менее трех суток, а второй — чуть более шести суток, то китаянка провела в космосе 12 дней и 15 часов.