Откуда в продуктах питания частицы автомобильных шин?

Категория:  Продукты
Ответ редакции

Европейские учёные установили, что в растениях, которые мы едим, могут содержаться микрочастицы истёртых автомобильных покрышек. Для этого они провели эксперимент.

Авторы исследования — биологи Венского университета. Результаты опубликованы в журнале Environmental Science & Technology.

«Объём выбросов частиц непрерывного износа шин в окружающую среду плохо поддаётся количественной оценке, но мировые выбросы оцениваются в 5,9 миллиона тонн в год, — пишут исследователи. — Эти частицы попадают в почву сельскохозяйственных угодий несколькими путями, включая атмосферные осадки и сток с дорог. Было подсчитано, что в Германии на сельхозземлях ежегодно осаждается от 1400 до 2800 тонн таких веществ».

Таким образом, на каждого жителя планеты приходится почти 1 килограмм мельчайших частиц истёртой резины. И они попадают в наш организм не только с воздухом, но и с пищей. Чтобы выяснить, насколько велик этот риск, надо понять, поглощают ли растения эти химические соединения, попадающие в почву, и как это происходит.

Австрийские учёные провели эксперимент. Они взяли гидропонную установку, пропитанную раствором из пяти «привычных» загрязнителей, и вырастили в ней зелёный салат. Среди загрязнителей был и 6PPD-хинон — токсичное вещество, содержащееся в резине шин и попадающее в природу в виде микропластика. Проведённое в 2022 году исследование выявило его токсическое воздействие на лососёвые виды рыб — форель и кижуча. Высокая концентрация этого соединения в прибрежных водах Северной Америки уже приводила к массовой гибели рыбы.

Проведя анализ выращенных листьев салата, биологи обнаружили, что растение поглотило добавленные ядовитые вещества. При этом в результате метаболизма возникли новые химические соединения, учёным неизвестные.

«Поскольку мы не знаем токсичности этих соединений, они представляют риск для здоровья человека. Его только предстоит оценить», — говорят исследователи. По их мнению, несмотря на безопасность химикатов для самого растения (оно выросло здоровым), в организме человека они могут вызвать непредсказуемые последствия.

«Наше исследование показывает, что соединения, полученные из истёртых автомобильных шин, легко поглощаются салатом с максимальными концентрациями в листьях, — заключают учёные. — Хотя соединения метаболизируются в растении, они пополняются за счёт непрерывного выщелачивания шин, а продукты их трансформации накапливаются в листьях. Стабильность метаболизированных соединений с неизвестной токсичностью вызывает особое беспокойство».