Открыта поляризация собственного оптического излучения гамма-всплесков

Москва, 26 июля - АиФ-Москва.

Глобальная сеть телескопов-роботов МАСТЕР открыла поляризацию собственного оптического излучения гамма-всплесков. Ученые МГУ впервые зарегистрировали это явление, сообщает пресс-служба университета.

Гамма-всплески — это самые мощные и очень короткие взрывы во Вселенной, которые длятся несколько десятков секунд. Собственным излучением гамма-всплесков называют оптическое излучение в момент взрыва. Наблюдения за ним в МГУ смогли осуществить при помощи Глобальной сети телескопов-роботов МАСТЕР (Мобильная Астрономическая Система ТЕлескопов-Роботов).

25 июня прошлого года американская космическая обсерватория имени Энрике Ферми зарегистрировала всплеск гамма-излучения, оказавшийся только предвестником гигантской вспышки. Через 31 секунду российский робот-телескоп Глобальной сети МАСТЕР МГУ имени М.В. Ломоносова, находящийся на Канарах, получил сообщение Ферми и через 26 секунд начал съемку квадрата ошибок оптическими камерами.

К МАСТЕРу вскоре присоединился Крымский МАСТЕР-Таврида МГУ — новый узел Глобальной сети, работавший в тестовом режиме. Через 12 секунд он получил первые кадры.

В результате МАСТЕР снял фильм о взрыве с лучшим разрешением по времени и впервые в истории зарегистрировал поляризацию оптического излучения гамма-всплеска в момент, когда вспышка еще продолжалась.

Гамма-всплеск GRB160625B оказался одним из самых мощных космических взрывов. Он возник в узком потоке релятивистских частиц, ускоренных электромагнитным полем быстровращающейся черной дыры на другом конце Вселенной.

«Обнаруженная поляризация собственного оптического излучения показала, что жерло самой мощной космической пушки образовано упорядоченным мощным магнитным полем, сформированным образующейся черной дырой», — рассказал руководитель проекта МАСТЕР, профессор отделения астрономии физического факультета МГУ, заведующий лабораторией космического мониторинга Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ, доктор физико-математических наук Владимир Липунов.

Первый российский полностью роботизированный телескоп МАСТЕР, способный наблюдать гамма-всплески, начали создавать в 2002 году. Сейчас на четырех континентах в Северном и Южном полушариях работает восемь роботизированных обсерваторий МАСТЕР.