Останки «настоящей» протоптицы впервые обнаружили за пределами Китая

Вадим Титов / Из личного архива
Москва, 15 ноября - АиФ-Москва.

На японском острове Хонсю ученые впервые обнаружили останки «настоящей» протоптицы, которые ранее удавалось найти только в КНР, описание древнего пернатого публикует научный журнал Communications Biology.

На общего предка динозавров, которые, как сейчас считают ученые, были покрыты перьями, претендует сразу несколько видов протоптиц. Ранее подобные открытия палеонтологи совершали на северо-западе Китая и на территории Монголии. Там ученые нашли сотни отпечатков тел древних птиц и пернатых динозавров, которые жили на Земле более 115 миллионов лет назад.

Сохранности останков, включая перья и мягкие ткани, поспособствовали местные осадочные породы - лагерштетты. По этой причине, как считают эксперты, за последние 20 лет ученые не нашли аналогичных окаменелостей в других странах.

Но при раскопках в префектуре Фукуи выяснилось, что останки древних птиц все же встречаются за пределами КНР и сохраняются в других типах горных пород, например, в формациях Китадани, которые образовались 127-115 миллионов лет назад. Тогда предки современных птиц начали приобретать узнаваемый вид.

Когда ученые сравнили устройство тела этой протоптицы, получившей имя Fukuipteryx prima, и других древних пернатых, они открыли несколько странных черт ее анатомии. В частности, у нее был пигостиль - уникальная для пернатых копчиковая кость, которая возникла в результате исчезновения хвоста и срастания его первых позвонков.