Примерное время чтения: 6 минут

Одна «эмочка» на двоих. Чисто женский выход в космос отменен из-за одежды

Энн Макклейн и Кристина Кук.
Энн Макклейн и Кристина Кук. / Михаил Воскресенский/Григорий Сысоев / РИА Новости

Первый в истории космонавтики чисто женский выход в открытый космос, запланированный NASA, отменен. Причина оказалась тоже «чисто женской»: у девушек не было подходящей одежды для выхода. Несмотря на то, что все выглядит как анекдот, ситуация абсолютно серьезная.

Энн и Кристина

Мероприятие, запланированное на 29 марта, должно было пройти в рамках «Месячника истории женщин» (Women’s History Month), который проводится по инициативе Библиотеки Конгресса США, Национальных архивов и других американских организаций.

Устроители месячника хотят напомнить о вкладе женщин в достижения современной мировой цивилизации. В связи с этим планировалось, что очередной выход в открытый космос для установки литий-ионных аккумуляторов для солнечных панелей будет проведен женским составом. На орбите предстояло работать американкам Энн Макклейн и Кристине Кук, а в центре управления полетами NASA обеспечивать выход в открытый космос должны были директор полета Мэри Лоуренс и специалист по телеметрии Кристен Факчиол.

Для обеих астронавток данный полет первый. 39-летняя полковник Энн Макклейн, выпускница школы летчиков-испытателей ВМС США, прибыла на МКС 3 декабря 2018 года в составе экипажа корабля «Союз МС-11» вместе с россиянином Олегом Кононенко и канадцем Давидом Сен-Жаком

40-летняя Кристина Кук, бывший научный сотрудник Антарктической программы США и руководитель станции океанических и атмосферных исследований на Американском Самоа, находится на МКС с 15 марта 2019 года. На станцию она прибыла на корабле «Союз МС-12» вместе с россиянином Алексеем Овчининым и американцем Тайлером Ником Хейгом. Овчинин и Хейг — тот самый экипаж, который благополучно пережил аварию при запуске «Союза МС-10» осенью 2018 года и теперь все-таки добрался до космической орбиты.

«Ей лучше подходит верхняя часть скафандра размера „М“»

22 марта 2019 года в космос для замены батарей вышли Энн Макклейн и Тайлер Хейг. Выход, продолжавшийся более шести часов, прошел успешно. Но вот анализ результатов выхода показал, что на данный момент две женщины одновременно за борт выйти не могут.

«Во время первого выхода в открытый космос Макклейн поняла, что ей лучше подходит верхняя часть скафандра размера „М“. Поскольку к пятнице, 29 марта, может быть подготовлен только один такой скафандр, его наденет Кук», — говорится в заявлении пресс-службы NASA.

Проще говоря, у дам оказался один и тот же размер верхней части скафандра, чего организаторы акции в рамках «Месячника истории женщин» не ожидали. Так что 29 марта в космос выйдет Кристина Кук, которую будет сопровождать все тот же Тайлер Ник Хейг. На 8 апреля NASA запланирован еще один выход в открытый космос, в котором должны принять участие Энн Макклейн и Давид Сен-Жак.

На какое-то время первый исключительно женский выход отложен.

Первые — советские: как начиналось покорение космоса женщинами

Первой женщиной, полетевшей в космос, стала гражданка СССР Валентина Терешкова, совершившая полет на космическом корабле «Восток-6» в июне 1963 года. Валентине Терешковой до сих пор принадлежит уникальное достижение: она единственная в истории женщина, совершившая одиночный космический полет.

Несмотря на то, что Терешкова и еще несколько девушек оставались в отряде космонавтов, до 1982 года новых полетов с участием женщин не было не только в СССР, но и в мире.

В 1982 году на борту корабля «Союз Т-5» на станцию «Салют-7» отправилась вторая в истории женщина-космонавт Светлана Савицкая. В 1984 году состоялся второй полет Савицкой: она прибыла на «Салют-7» на борту «Союза Т-12».

25 июля 1984 года Светлана Савицкая вместе с Владимиром Джанибековым вышла в открытый космос. В ходе выхода проводились испытания различных инструментов, предназначенных для работы с металлами в открытом космосе. Савицкая стала первой женщиной в истории, побывавшей в открытом космосе, и первой из женщин, кто совершил два космических полета.

Должен был состояться и третий полет. В 1985 году Светлана Савицкая готовилась отправиться на «Салют-7» в составе первого в истории женского экипажа вместе с Еленой Доброквашиной и Екатериной Ивановой. Но из-за того, что программа исследований на «Салюте-7» была свернута раньше намеченного срока по причине, к которой женщины не имеют ни малейшего отношения, полет не состоялся. Прошло уже почти 35 лет, но чисто женский экипаж не летал в космос ни у нас, ни у американцев.

Первая американка в космосе

Первой американкой, побывавшей в космосе, в 1983 году стала Салли Райд. Она совершила полет на космическом корабле многоразового использования «Челленджер». Она же оказалась и первым представителем ЛГБТ-сообщества на орбите. О том, что Салли Райд являлась лесбиянкой, стало известно после ее смерти в 2012 году. Со своей партнершей Тэм О’Шоннесси она прожила 27 лет. В 2013 году президент США вручил Тэм О’Шоннесси награду, присужденную ее умершей спутнице жизни: Президентскую медаль Свободы.

Программа «Спейс шаттл», в которой многоразовые корабли могли иметь экипаж до семи человек, позволила американкам активно участвовать в космической программе. У россиянок такой возможности не было. Тем не менее первый длительный полет оказался на счету россиянки. Елена Кондакова в 1994-1995 гг. совершила на борту станции «Мир» 169-суточный полет.

Космические катастрофы унесли жизни четырех женщин

Проект «Спейс шаттл», позволивший американкам активно включиться в освоение космоса, одновременно стал и первым, который отобрал жизни покорительниц звезд.

28 января 1986 года при старте с мыса Канаверал потерпел катастрофу космический корабль «Челленджер». Среди семи погибших астронавтов были две женщины: 36-летняя Джудит Резник и 37-летняя Криста Маколифф, победительница проекта «Учитель в космосе», которая должна была провести уроки для школьников с орбиты.

1 февраля 2003 года при сходе с орбиты разрушился и сгорел в плотных слоях атмосферы космический корабль «Колумбия». Среди семи погибших членов экипажа также были две женщины: 40-летняя Калпана Чавла, первая женщина-астронавт индийского происхождения, и 41-летняя капитан ВМС США Лорел Кларк.

Нет никаких сомнений в том, что женщины внесли, вносят и будут вносить свой вклад в освоение космоса. Хотелось бы только пожелать, чтобы речь шла о серьезных экспериментах, а не о показательных акциях.