Нечто за Нептуном. Астрономы открыли 9-ю планету Солнечной системы?

Ученый из Калифорнийского университета Майкл Браун.
Ученый из Калифорнийского университета Майкл Браун. Reuters

Гигант в поясе Койпера

Возможно, представления землян о Солнечной системе далеки от реальности. Ученые из Калифорнийского университета Майкл Браун и Константин Батыгин опубликовали работу, в которой доказывается, что в Солнечной системе существует по крайней мере еще одна полноценная планета.

Впервые сенсационная работа ученых была опубликована в издании The Astronomical Journal, позднее о ней сообщили авторитетные научные журналы Science и Nature.

Как утверждается в работе, новая планета, еще не имеющая собственного названия, найдена путем математического анализа возмущений, которые испытывают тела так называемого «пояса Койпера» — пространства на окраине Солнечной системы.

По расчетам Брауна и Батыгина, орбита девятой планеты располагается на расстоянии 20 орбит от Нептуна. Оборот вокруг Солнца этот объект совершает за 10 – 20 тысяч лет. Планета, согласно выводам исследователей, превосходит Землю по массе в 10 раз.

Планету видишь? А она там есть!

Как считают астрономы, планета до сих пор не была обнаружена из-за своей большой удаленности от Солнца, однако есть надежда, что новейшие астрономические приборы позволят зафиксировать ее в ближайшие 5 −10 лет.

Мысль о существовании девятой планеты Солнечной системы появилась после изучения движения нескольких ранее открытых объектов в поясе Койпера. Майкл Браун, скептически относившийся к подобной гипотезе, вместе с Константином Батыгиным приступил к более тщательному анализу поведения объектов в поясе Койпера.

Итогом этих исследований стал вывод, что стабильное существование этих объектов на своих нынешних орбитах в рамках законов небесной механики возможно только при существовании еще одной планеты, оказывающей на них воздействие. Более того, эта тяжелая планета делает возможным существование более мелких объектов, плоскость вращения которых перпендикулярна плоскости Солнечной системы.

Как утверждают Браун и Батыгин, за последние годы в поясе Койпера обнаружены как минимум четыре небесных тела, полностью вписывающихся в их вычисления.

Первооткрыватель, рожденный в СССР

По версии американских астрономов, девятая планета могла быть вытолкнута на дальнюю орбиту, слишком приблизившись к главным газовым гигантам Солнечной системы — Юпитеру и Сатурну. Произошло это еще во времена формирования Солнечной системы.

Нужно отметить, что на сегодняшний день работа Брауна и Батыгина является лишь гипотезой, у которой есть как сторонники, так и противники. В ближайшие годы версия о существовании девятой планеты Солнечной системы должна либо получить весомые аргументы в свою пользу, либо быть убедительно опровергнута.

Один из соавторов работы, астроном Константин Батыгин, родился в Советском Союзе и жил в России до 1994 года, успев окончить первый класс школы. Затем вместе с родителями он уехал в Японию, а в 1999 году семья перебралась в США. Здесь Батыгин завершил среднее образование, а затем поступил в Калифорнийский технологический университет. Окончив курс обучения, а затем и аспирантуру, молодой астроном занялся научными исследованиями.

Две планеты за 250 лет

На сегодняшний день, если не считать планет, известных с древности, существуют лишь две полноценные планеты Солнечной системы, открытые астрономами за последние 250 лет.

В 1781 году британец Уильям Гершель открыл седьмую планету от Солнца, названную Ураном. В 1846 году француз Урбен Леверье открыл Нептун.

Особенность Нептуна заключается в том, что его существование было сначала высчитано математически, а лишь затем доказано с помощью регулярных наблюдений. Обнаружение непредвиденных изменений в орбите Урана породило гипотезу о неизвестной планете, гравитационным возмущающим влиянием которой они и обусловлены. Нептун был найден в пределах предсказанного положения.

История открытия Нептуна доказывает, что нынешние предположения Брауна и Батыгина могут иметь под собой весьма серьезные основания.

«Разжалованный» Плутон

Девятая планета уже существовала в Солнечной системе в период с 1930 по 2006 годы. В 1930 году американец Клайд Томбо открыл планету за орбитой Нептуна, которая получила название Плутон. Изначально предполагалось, что он является так называемой «Планетой X», которую астрономы искали с конца XIX века. Но дальнейшие исследования показали, что ни по размерам, ни по массе Плутон не вписывается в теоретические построения ученых, полагавших, что на периферии Солнечной системы должен существовать еще один газовый гигант, а не планета меньше Земли.

Исследования второй половины XX века привели к открытию «пояса Койпера» — зоны большого количества сравнительно маленьких небесных тел за орбитой Нептуна, среди которых Плутон был одним из крупнейших.

В 2006 году Международный астрономический союз впервые дал официальное определение термину «планета», под которое попадали восемь из девяти планет Солнечной системы — кроме Плутона. После этого Плутон был переведен в категорию карликовых планет, с чем до сих пор не согласен целый ряд астрономов.