Специалисты компании SpaceX впервые смогли повторно отправить в космос первую ступень ракеты Falcon 9, которая уже побывала там в апреле прошлого года. Эксперты называют это событие крайне важным для отрасли. Сотрудник Dauria Aerospace, блогер Виталий Егоров объясняет, почему.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Виталий, что даст космической отрасли повторный запуск первой ступени ракеты Falcon 9?
Виталий Егоров: Всё просто: ракета, как и самолёт, стоит очень больших денег, но летает один раз. А те же самолёты — десятки тысяч часов. Маск — первый, кто всерьёз взялся решить данный вопрос. По разным причинам другие люди за него не брались. В первую очередь потому, что все прекрасно обходятся существующими одноразовыми ракетами. Зачем производителю стараться уменьшать стоимость продукции, если за неё и так платят? Маск решил пойти против течения и стал сбивать цены на свою продукцию, чтобы остальные были вынуждены подстраиваться под него. На самом деле он повлиял на рынок даже своими одноразовыми ракетами. Сейчас, по сути, его Falcon 9 в своей категории — самая дешёвая. Российские «Протоны» дороже, несмотря на то, что зарплаты инженеров у Маска и на «Протоне» немного разные. Он уже сделал свою революцию.
— Но реализованная идея сопряжена с вопросом загрузки этих дешёвых ракет, как здесь быть?
— Да, действительно. Единственная проблема многоразовых ракет заключается в том, что для них нужно много нагрузки. Те же самолёты летают часто, поскольку есть много людей, которым нужно летать, и они готовы платить за эту услугу. Если появится ракета, которая сможет много летать, а нагрузки для неё не будет (спутников больше не становится), это не принесёт пользы. В этой связи Маск начал говорить о космическом туризме, разрабатывает колоссальный проект по предоставлению спутникового интернета. Он одновременно рассматривает новые способы бизнеса для себя и загружает работой ракеты, которые ещё испытывает, т. е. думает о будущем. Чего нельзя сказать о наших специалистах. Видимо, они живут одним днём и руководствуются простой идеей: «если сейчас это не нужно, то мы и не будем разрабатывать эту технологию».
По сути, задача, которую удалось решить — это не открытие каких-нибудь новых законов физики, а простая инженерная работа, которую, наверное, могли выполнить и при Королёве, просто не видели необходимости. А Маск её увидел и реализовал.
— Какое количество средств помогает сэкономить инновация Маска?
— Рыночная стоимость Falcon 9 — 62 млн долларов. Говорят, что за спутник, который запустили, сделали скидку 10 %. Кажется, это не так много. Но ракета Маска уже самая дешёвая на рынке. Ближайший конкурент — «Протон-М» — 70 млн долларов. Сейчас в «Роскосмосе» придумали, как можно сделать его дешевле, и у них получается сумма 55 млн долларов. При таком раскладе Россия, казалось бы, выходит в лидеры по ценам и снова может конкурировать. Но если Маск включает многоразовость и добавляет 10 % скидки, он снова выходит вперёд. Кстати, я не исключаю, что экономия за счёт многоразового использования первой ступени будет больше 10 %.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть