Какие организмы выживут в открытом космосе?

Категория:  Космос
Ответ эксперта

Учёные проверили бактерии, которые были специально размещены на внешней обшивке МКС. Выяснилось, что они хорошо перенесли длительное облучение солнечным ультрафиолетом и имитацию марсианских условий. Это означает, что на Марсе может быть жизнь.

А какие организмы в принципе способны выжить в открытом космосе?

Микроорганизмы-экстремофилы (то есть способные выживать при сверхвысоких и низких температурах, отсутствии пищи и кислорода) биологи изучают давно, находя их в разных уголках Земли — например, в жерлах вулканов или покрытой льдом Антарктиде. Испытывают их и на Международной космической станции. Последний такой эксперимент, BIOMEX, проводился с октября 2014 года по июнь 2016 года. На наружной стороне российского модуля «Заря» был установлен контейнер, куда загрузили капсулы с микробами и водорослями, найденными в безжизненных местах Земли. Причём часть образов находились в условиях имитации марсианского или лунного грунта.

Сейчас подведены итоги эксперимента. Некоторые микроорганизмы оказались невероятно стойкими к воздействию космической радиации и прочим экстремальным факторам.

«Лучше всего в космосе выживают бациллы, образующие споры (клетки, служащие для размножения и рассеяния. — АиФ.ru), — комментирует результаты исследования заведующая лабораторией Института медико-биологических проблем РАН, доктор биологических наук Наталья Новикова. — Это было установлено ещё в ходе эксперимента „Биориск“, который наш институт впервые провёл более 10 лет назад. Тогда на внешней стороне МКС были размещены микроорганизмы — широко распространённые на Земле споры бактерий (Bacillus) и микроскопических грибов (Aspergillus, Penicillium, Cladosporium), которые проявили устойчивость к многократному чередованию высоких и низких температур. После 18 месяцев, что достаточно для полёта на Марс и обратно, были получены уникальные данные. Во-первых, земные микроорганизмы выжили в открытом космическом пространстве. Во-вторых, у них сохранилась высокая биологическая активность.

Потом оказалось, что в подобных условиях способны выживать и более развитые организмы. Во второй серии эксперимента в открытом космосе побывали семена высших растений, личинки африканского комара, яйца низших ракообразных. Они находились на обшивке МКС 31 месяц! И сохранили свою жизнеспособность.

Еще один интересный вывод: в экстремальных условиях открытого космоса, под воздействием солнечной радиации, агрессивные свойства микроорганизмов усиливаются. Они становятся более патогенными, чем были до полёта в космос. Все эти сведения имеют огромное практическое значение — они пригодятся при организации межпланетных космических полётов».