Примерное время чтения: 9 минут

Груда щебня или что-то ещё? Наши учёные хотят исследовать опасный астероид

Сравнение возможных размеров астероида Апофис с Эйфелевой башней и Эмпайр-стейт-билдинг. Commons.wikimedia.org

В 2029 году на ничтожном (по космическим, разумеется, меркам) расстоянии от Земли пройдёт небесное тело, которое считается главной угрозой нашей планете среди всех известных науке астероидов. Названный в честь древнеегипетского бога, пытающегося уничтожить Солнце, Апофис мог бы разрушить большой город, если бы рухнул на Землю. Сейчас точно установлено, что в 2029 году он пролетит мимо нас на расстоянии 30 тысяч километров, а через семь лет вернётся.

Российские учёные предлагают способ изучить этот потенциально опасный астероид. Для этого к нему надо направить аппарат «Спектр-РГ», который сейчас решает в космосе свои научные задачи, выстраивая карту видимой Вселенной в рентгеновском диапазоне.

Расположение возможных мест падения Апофиса, если бы он столкнулся с Землёй в 2036 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Дополнительная миссия

О предложении учёных из Института космических исследований (ИКИ) РАН и Самарского университета стало известно из материалов, подготовленных к традиционным Королёвским чтениям (они проходят в Москве с 24 по 27 января).

«По предварительным оценкам, к 2029 году, после выполнения основной миссии, на борту космической обсерватории „Спектр-РГ“ останется достаточное количество топлива для подачи импульсов, необходимых для близкого пролёта некоторых астероидов», — говорится в аннотации научной статьи.

Сейчас российско-немецкая астрофизическая обсерватория «Спектр-РГ» находится в окрестности так называемой точки Лагранжа L2. В ней притяжение Земли суммируется с притяжением Солнца, вследствие чего обсерватория движется на расстоянии 1,5 миллиона километров за нашей планетой как спутник Солнца. С помощью двух телескопов она сканирует небо в рентгеновском диапазоне волн. Это очень важное для астрофизиков исследование, но рано или поздно оно закончится. Почему бы не использовать космический аппарат в новой для него миссии?

Траектория максимального сближения астероида Апофис с Землей 13 апреля 2029 г.
Траектория максимального сближения астероида Апофис с Землей 13 апреля 2029 г. на фоне искусственных спутников. Фото: Commons.wikimedia.org

Манёвр на благо науки

О том, для чего это нужно и что хотят узнать исследователи, aif.ru рассказал ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук Натан Эйсмонт:

— 2029 год представляет для учёных особый интерес, поскольку в этом году состоится очередное тесное сближение с Землёй астероида Апофис. Это произойдёт 13 апреля — небесное тело пролетит на расстоянии около 30 тысяч километров от поверхности Земли. А поскольку геостационарные спутники летают на высоте более 36 тысяч километров, астероид может зацепить какой-нибудь из них.

Понятно, что учёные будут использовать все доступные им наземные средства наблюдения за Апофисом. Но не только наземные. У космического аппарата «Спектр-РГ», который сейчас выполняет свою программу исследования, отведённый срок службы истекает в 2026 году, но мы все надеемся, что он будет летать и дальше. Топлива ему хватает, и, по нашим расчётам, в 2029 году его будет оставаться ещё достаточно.

В таком случае можно будет включить двигатели и выполнить небольшой манёвр, который позволит аппарату пролететь совсем близко от Апофиса (где-то на расстоянии в тысячу километров). Можно будет сделать снимки астероида, а главное — его гравитация чуть отклонит космический аппарат от траектории, «дёрнет» его. Это отклонение легко зафиксируют наземные станции слежения, после чего мы легко вычислим массу Апофиса. Более надёжного способа её вычислить не существует.

Модель 99942 формы Апофиса, при условии, что вся поверхность имеет аналогичный состав.
Модель формы Апофиса при условии, что вся поверхность имеет аналогичный состав. Фото: Commons.wikimedia.org

Когда его открыли, возникла паника

— А что, разве его масса до сих пор неизвестна?

— Наземными средствами достоверно определить её нельзя. Сейчас она оценивается в 50 миллионов тонн. Но очень часто бывало, что астрономы ошибались в расчётах массы астероидов, порой в разы. Ведь мы не знаем, из чего он состоит. Он может быть плотным, как Сихотэ-Алинский метеорит — просто кусок железа. А может быть рыхлым, как Рюгу или Бенну, которые уже обследованы космическими аппаратами. По сути, это большая куча щебня, имеющая среднюю плотность, как у воды.

Из чего состоит Апофис, пока непонятно. Его размеры тоже не очень хорошо известны. Называют величину 330 метров. Задействуя аппарат «Спектр-РГ», мы ответим на эти вопросы с высокой точностью. Эта космическая обсерватория оборудована и оптическими приборами. Таким образом, мы сможем провести попутное исследование и получить неплохие научные результаты, не запуская для этого специальных аппаратов. Будут сэкономлены ресурсы.

А после встречи с Апофисом «Спектр-РГ» сможет вернуться на свою орбиту.

— Какие последствия может иметь это исследование? Главное, внесёт ли оно ясность в то, как будет вести себя Апофис дальше? Ведь, как говорят астрономы, он вернётся к Земле в 2036 году, и тогда вероятность столкновения уже не исключена.

— Сразу скажу, что в 2036 году Апофис с Землёй не столкнётся.

Напомню, когда в 2004 году был открыт этот астероид, буквально возникла паника. Тогда вероятность столкновения оценивалась более чем в 3%. А это много. Но паника очень хорошо помогла в дальнейших наблюдениях за этим небесным телом. Апофис пролетает мимо Земли примерно раз в семь лет. В результате в 2011 году, во время очередного пролёта, было твёрдо установлено, что астероид промахнётся и в 2036 году.

Но определить его массу необходимо для того, чтобы точно составить дальнейшие прогнозы. Ведь в них учитываются давления солнечного света на небесное тело. А для этого хорошо бы знать его массу. Да и вообще ответить на вопрос, что же это такое — груда щебня или что-то другое?

— А что-то другое — это что? Можно ли там обнаружить что-то ценное для человечества?

— Можно, почему нет? На астероидах встречаются, например, редкоземельные элементы. Есть проекты по их освоению, добыче космических ресурсов и их доставке на Землю, но это, конечно, дело далёкого будущего.

«Спектр-РГ» действительно поможет определить в том числе и состав астероида Апофис. Вдруг там есть что-то такое, чего мы сами найти не ожидаем?

— Вы говорите, ни в 2029-м, ни в 2036-м он с Землёй не столкнётся. А что дальше? Были разговоры, что гравитационное поле планеты может изменить траекторию Апофиса, и при одном из следующих возвращений он всё же врежется в неё. Называли, например, 2068 год.

— Нет, при дальнейших пролётах Апофис будет проходить уже очень далеко от Земли. Там расстояния будут — миллионы километров. Опасности от него ожидать уже не стоит.