Генной инженерии в России дали зеленый свет

Михаил Пальцев.
Михаил Пальцев. / Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

Вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что в ближайшее время в России будут созданы три генетических центра, на их создание уже выделены 12,2 млрд рублей. Также в течение восьми лет будут готовить три тысячи генетиков, которые пройдут стажировку в мировых научных центрах. В России же ученые намерены заниматься как фундаментальными, так и прикладными исследованиями.

Ранее президент России Владимир Путин давал поручения по утверждению программы по ускоренному развитию генетических технологий в стране. Как видим, эта программа уже утверждена правительством. Однако структура и задачи создаваемых центров пока что не до конца ясны.

Не стоит забывать, что генная инженерия имеет двойное назначение и может приносить как пользу, так и вред. В постсоветской России был изначально высокий уровень развития школы генетиков, даже несмотря на отъезд многих за рубеж.

Перед генной инженерией еще со времен открытия ДНК в 1953 году физиком Фрэнсисом Криком и биологом Джеймсом Уотсоном стоит важная задача усовершенствования таргетных препаратов от рака: тех, которые вмешиваются в работу молекул раковых клеток. Именно тогда ученым удалось установить механизмы регуляции деления и гибели клеток, что позволило открыть новые способы лечения онкологических заболеваний.

Также инженеры разрабатывают для генетиков секвенаторы: приборы, с помощью которых можно расшифровывать ДНК и проводить исследования тех её участков, которые отвечают за размножение и деление опухолевых клеток. С появлением секвенаторов, замечу, появилась возможность исследовать аномалии плода в организме матери на ранних сроках беременности (например, выявлять синдром Дауна). Открытия, которые можно совершать с помощью секвенаторов, открывают широкие перспективы по снижению социальной нагрузки на государство, так как позволяют диагностировать возможные заболевания человека, пока тот находится еще во чреве матери.

Генная инженерия также отвечает за разработку ДНК-вакцин: препаратов, которые вызывают реакцию белков патогенов и способствуют выработке иммунной реакции. Не стоит забывать, что генетики также занимаются разработками оружия, но эта сфера освещается в СМИ меньше всего.

Есть еще одна проблема. Китайский ученый Хэ Цзянькуй совсем недавно заявил о том, что благодаря его операции на свет появились генетические отредактированные близнецы, которым он еще на стадии эмбриона удалил ген, отвечающий за передачу ВИЧ. Но эта процедура вызвала негативную реакцию научного сообщества из-за своей «неэтичности».

Смогут ли родители «редактировать» своих будущих детей? Это нарушает устои общества. Но соблазн все равно остается. К тому же почему не считают генетически модифицированными всех остальных жителей Земли? Ведь их гены меняют пусть и не ученые-люди, но вирусы. Об этом почему-то мало кто задумывается.

Создание этих институтов — это хорошая идея и значительный шаг в науке и медицине. Главное, чтобы они работали на интересы страны. Однако не стоит забывать, что с точки зрения законодательства генетика в России находится в «серой» зоне. Законодательство есть, но пока что в зачаточном виде. Его необходимо разрабатывать и дополнять. Должно быть четко прописано, какие операции и опыты разрешены, а какие — нет.

Генетика — область, в которой остается масса спорных вопросов. В США намеревались учредить генетическое тестирование граждан на предмет выявления лишней хромосомы, что якобы говорило о предрасположенности к криминалу. Эта идея встретила отпор. А некоторые американские фирмы требовали у соискателей указывать информацию о случаях заболевания раком у родственников, а затем отказывали тем, у кого такие родственники были. Клонирование вообще вызвало бурные общественные дискуссии во всем мире.

Очевидно, что генная инженерия, если избегать злоупотреблений, способна приносить пользу. Многие болезни, особенно связанные с вирусами, коренятся в природе генома, и нет ничего противоестественного в том, чтобы выискивать новые способы борьбы с ними. Ведь там, где традиционная терапия оказывается слаба, именно генная инженерия способна решить возникшую проблему. Но её время еще не настало, мы находимся лишь в начале пути признания и утверждения этой новой и передовой сферы медицины.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции