Генетики нашли в Поволжье возможный очаг второй в истории эпидемии чумы

рамблер.ньюс / АиФ
Москва, 2 октября - АиФ-Москва.

Генетики обнаружили в останках, захороненных недалеко от города Лаишево в Татарстане, следы возбудителя второй в истории эпидемии чумы, пик которой пришелся на середину XIV века.

Работа ученых опубликована в журнале Nature Communications.

Всего в мировой истории насчитываются три эпидемии чумы - в VI, XIV и XIX веках. Болезнь распространилась из Китая. Ее переносили блохи, в желудках которых размножался возбудитель болезни - чумная палочка Yersinia pestis.

Первые свидетельства вспышки второй пандемии Черной смерти относятся к 1346 году. Тогда болезнь поразила жителей Поволжья и Причерноморья. Затем чума распространилась на территории Европы. За следующие семь лет жертвами эпидемии стали до 60% населения региона. После 1353 года вплоть до начала XVIII века отдельные вспышки болезни продолжались на территории Европы.

Чтобы выяснить, откуда точно началось распространение заболевания, группа ученых, которую возглавил Йоханнес Краузе из Института мировой истории Общества Макса Планка, провела анализ 34 генома жертв чумы со всей Европы, включая Великобританию, Францию, Швейцарию, Германию и Россию. Захоронения были датированы XIV-XVII веками. Ученые извлекли ДНК из зубов умерших.

Выяснилось, что предком для остальных линий чумной палочки был один из геномов, обнаруженный в захоронениях неподалеку от Лаишево. По мнению ученых, это древнейший представитель линии Yersinia pestis, которая проникла в Европу в самом начале второй пандемии Черной смерти.

Однако открытие генетиков не означает, что эпидемия чумы началась именно в Лаишево. Вполне вероятно, что болезнь распространилась из другого уголка Азии, откуда у ученых еще нет образцов геномов умерших от чумы. Чтобы определить это точнее, необходимы дальнейшие исследования.

Напомним, в начале мая группа ученых из Института изучения истории человечества в Йене (Германия) выяснила, что эпидемия чумы Юстиниана, которая наблюдалась в Византии в середине VI века, была распространена и в Европе. Считается, что жертвами пандемии стали более 100 млн человек.