Есть ли жизнь на Марсе? Да, и ученые знают, кто ее туда занес

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Народные промыслы не для конвейера 23/01/2019

Марсоходы, побывавшие на Марсе, могли занести туда земную жизнь. Об этом на заседании президиума Академии наук заявил научный руководитель Института астрономии, член-корреспондент РАН Борис Шустов. Возможно ли такое?

«Жизнь трудно создать, но так же трудно уничтожить»

Учёный утверждает: несмотря на то, что перед отправкой на Марс космические аппараты тщательно обрабатывали, это не сделало их полностью стерильными. «Невозможно стерилизовать космические аппараты абсолютно. Высшая степень стерилизации, насколько я знаю, достигает нескольких сотен микроорганизмов на квадратный метр, — сказал Шустов. — Понятно, что эти микроорганизмы и оказались самыми живучими. Жизнь невероятно трудно создать, но так же трудно уничтожить».

То есть, по мнению астронома, жизнь на Марсе могла появиться уже после того, как туда отправились аппараты для исследования Красной планеты. Но не все с ним согласны.

«Со времён запуска последнего марсохода NASA были получены данные о весьма губительном влиянии жёсткого космического излучения, — утверждает зав. отделом исследований Луны и планет ГАИШ МГУ, доктор физико-математических наук Владислав Шевченко. — Что это за излучение? Это частицы высоких энергий, опасные для живой субстанции. Таким образом, могу предположить, что при реально зарегистрированной интенсивности облучения марсианские аппараты могли пройти своеобразную стерилизацию ещё во время перелёта от Земли к Марсу».

Космический передоз

В качестве доказательства Владислав Шевченко приводит обнародованные NASA данные: внутри марсохода Curiosity (был запущен в ноябре 2011 года) установили специальный датчик, анализирующий радиационный фон, — MSL’s Radiation Assessment Detector (RAD). Он находился в самом центре ровера. С того момента, как ракета-носитель с марсоходом на борту покинула пределы земной атмосферы, RAD начал собирать данные о радиационном излучении, которому подвергался прибор. Он подробно фиксировал частицы солнечного излучения (так называемый солнечный ветер) и жёсткое космическое излучение (это частицы высоких энергий, они наиболее опасны для организма человека).

Спустя 9 месяцев NASA объявило о том, какой ущерб радиация открытого космоса способна нанести человеку в случае его полёта на Марс. Статья была опубликована в журнале Science. Выводы были неутешительны. «Мы выяснили, что астронавты во время полёта будут поглощать около 1,8 миллизиверта излучения в день, — заявил один из исследователей NASA Кэри Цэйтлин. — Общая доза во время перелёта к Марсу составит 0,662 зиверта. И учитывая пребывание на поверхности планеты в течение года, может достигнуть одного зиверта. Такое количество радиации — предельная доза облучения для астронавтов за всё время их карьеры. Возможно, даже и большее».

«Как следует из доклада NASA, лететь на Марс экипажу в нынешних условиях развития радиационной защиты кораблей смертельно опасно, — обращает внимание Владислав Шевченко. — Но это же исследование показывает, что прибывшие на Красную планету роверы (до Curiosity туда отправляли советский аппарат Марс-3, американские Mars Pathfinder, Phoenix, Spirit, Opportunity, а позже, в 2018 году — InSight. — Прим. ред.), скорее всего, стали стерильными во время полёта».