Что за астероид Гигея и почему его могут признать карликовой планетой?

Категория:  Космос
Ответ редакции

Астероид Гигея, который вращается в главном поясе астероидов Солнечной системы, может быть переквалифицирован в карликовую планету. К такому выводу пришли астрономы из Европейской Южной обсерватории после того, как получили новое изображение объекта с высоким разрешением. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Astronomy.

Астероид Гигея.
Астероид Гигея. Фото: Commons.wikimedia.org/ ESO/P. Vernazza et al./MISTRAL algorithm (ONERA/CNRS)

Почему Гигею можно считать карликовой планетой?

Ранее в Солнечной системе были официально признаны пять карликовых планет: Эрида, Макемаке, Хаумеа, Церера и Плутон. Чтобы Международный астрономический союз квалифицировал космическое тело в качестве карликовой планеты, оно должно отвечать четырем требованиям: вращаться вокруг Солнца, не являться ничьим спутником, не иметь возможности расчистить район своей орбиты от других объектов (в отличие от обычной планеты) и иметь массу, достаточную для того, чтобы под воздействием собственной гравитации поддерживать близкую к сферической форму (в отличие от астероида).

В Солнечной системе большое количество тел, которые отвечают первым трем требованиям, например весь главный пояс астероидов между Марсом и Юпитером. Гигея также входила в их число, так как оставались сомнения относительно соответствия четвертому требованию. Ранее ученые не могли точно определить форму Гигеи.

Теперь астрофизики получили изображение Гигеи, сделанное с помощью приемника SPHERE на телескопе VLT (Very Large Telescope, Очень большой телескоп) Европейской южной обсерватории в Чили. «Мы смогли непосредственно определить форму Гигеи, которая оказалась близкой к сферической. То есть Гигея может быть переквалифицирована в карликовую планету», — приводятся в пресс-релизе Европейской южной обсерватории слова ведущего исследователя Пьера Вернацца из Астрофизической лаборатории во французском Марселе.

Сравнение размеров Гигеи с размерами некоторых объектов Главного кольца и пояса Койпера. Фото: Public Domain/ (IAU/NASA) Martin Kornmesser

Что известно о Гигее?

Гигея считалась четвертым по величине телом в поясе астероидов после карликовой планеты Церера, астероидов Веста и Паллада. Астрономы знали, что Гигея является единственным объектом в поясе, который имеет такой же состав поверхности, что и Церера, и такую же низкую плотность. Это указывало на сходное происхождение этих двух небесных тел. Считалось, что Гигея представляет собой объект, форма которого приближена к продолговатой, размером 350 на 500 километров, с гигантским ударным кратером с одной стороны.

Между тем новые наблюдения опровергли предыдущие данные. Оказалось, что Гигея совершает полный оборот за 13,8 часа, что в два раза меньше рассчитанного ранее периода. Астрономы выяснили, что диаметр Гигеи составляет около 430 километров. Таким образом, этот космический объект может считаться самой маленькой планетой Солнечной системы, вытеснив с данной позиции Цереру (950 километров в поперечнике).

Астрономы впервые получили изображение Гигеи с разрешением, которое позволило изучить поверхность объекта. Ученые ожидали найти по меньшей мере один крупный и глубокий ударный кратер — наподобие того, который был обнаружен на Весте. Но после обследования 95% поверхности были обнаружены только два небольших кратера. Ни один из них не мог образоваться вследствие удара, который привел к появлению семейства астероидов Гигеи.

Считается, что примерно 2 млрд лет назад родительское тело семейства столкнулось с крупным объектом диаметром от 75 до 150 километров и полностью разрушилось. В результате крупные обломки образовали сферическую Гигею и тысячи сопровождающих ее мелких астероидов. В ходе подобной катастрофы образовалось семейство астероидов Весты, но на этом астероиде остались впечатляющие кратеры.