Что обнаружили на комете Борисова?

Категория:  Космос
Ответ эксперта

Новый детальный снимок кометы Борисова (её официальное название — 2I/Borisov) был получен при помощи одного из 10-метровых телескопов обсерватории Кека на Гавайях.

«Мы смогли оценить длину хвоста кометы, чётко видимого на снимке. Она составляет более 160 тыс. км, что в 14 раз больше диаметра Земли, — прокомментировал изображение один из авторов, астроном Питер ван Доккум. — Унизительно осознавать, насколько мала Земля рядом с этим пришельцем из другой звёздной системы!»

С Солнцем объект сблизится 9 декабря, с Землёй — 28 декабря 2019 года. Поэтому сейчас астрономы во всём мире внимательно следят за ним. По мере приближения небесного тела к Солнцу поверхность его ядра всё больше нагревается. Это увеличивает количество газа и мелкой пыли в хвосте кометы, а также меняет её структуру.

Комета Борисова.
Комета Борисова. Фото: Public Domain/ NASA, ESA, and D. Jewitt (UCLA)

Учёные уже определили, что с поверхности ядра истекают молекулы циана, а также обнаружили линию излучения кислорода. А это является индикатором наличия воды. Исследователи предполагают, что концентрация воды в комете Борисова высока.

«Все исследования, связанные с этим межзвёздным объектом, имеют огромное значение для науки, — уверен ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН, доктор физ.-мат. наук Вячеслав Емельяненко. — Обнаружение кислорода в спектре кометы Борисова, с большой вероятностью связанное с наличием значительного количества воды, является ещё одним указанием на то, что этот объект по составу вещества очень похож на кометы Солнечной системы. Это означает, что многие другие звёздные системы похожи на нашу Солнечную систему. А наличие воды, как известно, — это необходимое условие существования жизни, похожей на нашу».

Комета 2I/Borisov была обнаружена 30 августа этого года астрономом-любителем из Крыма Геннадием Борисовым. Её высокая скорость (более 150 тыс. км/ч) и необычная траектория наталкивали на мысль, что она гравитационно не связана с Солнцем и прилетела из другой звёздной системы. В дальнейшем эти предположения подтвердились.

Это второй объект из известных астрономам, имеющий внесолнечное происхождение. Первым был астероид 1I/Оумуамуа. Его открыли два года назад, и вскоре он уже покинет Солнечную систему.