Американские ученые создали первых живых роботов

Москва, 14 января - АиФ-Москва.

Ученые из Вермонтского и Тафтского университетов создали первых в мире живых роботов, собранных из стволовых клеток лягушек, пишет журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.

Для создания микроскопических биороботов использовались стволовые клетки африканской водной лягушки семейства шпорцевых Xenopus laevis. Ученым удалось собрать живых роботов с помощью суперкомпьютерного моделирования. Они способны самостоятельно двигаться, выполнять элементарные задачи и даже залечивать повреждения.

Созданные существа получили название ксеноботы (от слова «бот» и латинского названия лягушки). Их размер не превышает одного миллиметра, каждый из них содержит от 500 до тысячи клеток кожи и сердца эмбрионов лягушки. Благодаря клеткам кожи биороботы сохраняют форму, а клетки сердца позволяют им двигаться.

Согласно данным ученых, продолжительность «жизни» ксеноботов - от нескольких дней до нескольких недель, пока не истощатся запасы энергии в клетках.

Чтобы клетки оставались живыми, биороботы должны находиться в водной среде. В чашке Петри они плавают кругами и даже способны перемещать небольшие гранулы. По мнению ученых, в будущем ксеноботы могут быть использованы в организме человека - для доставки препаратов или очистки сосудов от бляшек.

Отмечается, что при получении повреждений живые роботы могут сами залечивать свои раны.  После того, как заканчивается энергия, ксеноботы умирают, распадаясь на мертвые клетки, не загрязняя окружающую среду. При этом биороботы не способны к эволюции или размножению.

Теперь в планах ученых создание ксеноботов с кровеносными сосудами, нервной системой и сенсорными клетками, из которых будут сформированы рудиментарные глаза. В случае, если для их создания будут использованы клетки млекопитающих, биороботы смогут жить на суше.

Напомним, в начале этого года в России начнутся испытания антропоморфного робота, который будет заниматься утилизацией мусора в радиоактивных каньонах.