Примерное время чтения: 5 минут

Абонент недоступен. Почему землянам не грозит встреча с жителями Земли 2.0?

В далёком созвездии Лебедя

Сообщение НАСА об обнаружении планеты, максимально похожей на Землю, облетело все мировые СМИ и на некоторое время оттеснило на второй план новости о вооружённых конфликтах и экономических проблемах.

Как заявил заместитель директора НАСА по науке Джон Грунсфилд, телескопу «Кеплер» удалось обнаружить планету и звезду, которые более других напоминают пару Земля – Солнце.

«Кеплер», в течение трёх с половиной лет ведущий наблюдение за районом на стыке созвездий Лебедя и Лиры, обнаружил планету, которую уже окрестили Земля 2.0, на расстоянии 1,4 тысячи световых лет.

Звезда, вокруг которой вращается планета, получила название Kepler-452, а сам объект астрономы официально занесли в каталог под именем Kepler-452b.

Планета в «зоне жизни»

Земля 2.0 находится в так называемой «зоне жизни» — то есть на таком расстоянии от звезды, при котором создаются условия, теоретически благоприятные для развития форм жизни, схожих с земными.

Звезда Kepler-452 похожа на Солнце по показателям массы и спектральному классу. При этом она старше Солнца на 1,5–2 миллиарда лет. Соответственно, на аналогичный срок Земля 2.0 старше нашей планеты.

По мнению астрономов, на Земле 2.0 может существовать вода в жидком виде. При этом «родственница» на 60 процентов больше Земли, поэтому называть условия на обеих планетах абсолютно идентичными не приходится.

О новом открытии, сделанном при помощи телескопа «Кеплер», было сообщено накануне 20-летия со времени обнаружения первой экзопланеты.

Богатый «улов» «Кеплера»

К экзопланетам относят планеты, вращающиеся вокруг других звёзд. За последние двадцать лет было подтверждено существование более 1000 экзопланет, и ещё более 4000 объектов находятся у астрономов «на подозрении».

Телескоп «Кеплер» был выведен на орбиту в марте 2009 года и проработал до 2013 года, когда вышел из строя из-за неполадок. Поиск экзопланет, похожих на Землю, был основной задачей аппарата, оснащённого сверхчувствительной аппаратурой. Анализ данных, собранных «Кеплером», потребует ещё нескольких лет работы специалистов.

Среди «улова» «Кеплера» есть 12 экзопланет, по своим параметрам схожих с Землёй, однако Kepler-452b имеет наиболее близкие показатели.

Сравнение Земли (слева) и новой планеты Кеплер-452b
Сравнение Земли (слева) и новой планеты — Кеплер-452b. Фото: NASA

Ещё осенью 2013 года учёные, основываясь на результатах работы «Кеплера», пришли к выводу, что количество планет, по параметрам схожих с Землёй, может исчисляться миллиардами. Их обнаружение затруднено лишь большим удалением от Солнечной системы.

Четыре довода «против»

Сразу после сообщений об обнаружении Земли 2.0 оживились энтузиасты поисков «братьев по разуму», заговорившие об установлении связи с «родственниками» из созвездия Лебедя.

Серьёзные учёные, однако, говорят об этом скептически. Первой очевидной проблемой является удалённость Земли 2.0, расстояние до которой, напомним, равно 1,4 тысячи световых лет. То есть для того, чтобы просто обменяться приветствиями, даже движущимися со скоростью света, двум цивилизациям потребуется 2800 лет. Говорить о посещении землянами созвездия Лебедя и вовсе не приходится — с сегодняшними технологиями такое путешествие растянется на целую вечность.

Вторая проблема заключается в разнице в возрасте. Земля 2.0 старше нашей планеты на 1,5–2 миллиарда лет, и за это время разумная цивилизация могла появиться, развиться и даже погибнуть.

Третья проблема в том, что современная техника не позволяет полностью проанализировать условия на Земле 2.0. Но даже то, что планета на 60 процентов больше Земли, может являться роковым обстоятельством для развития разумной жизни — хотя бы потому, что обитателям Земли 2.0 пришлось бы столкнуться со значительной большей силой тяжести.

И наконец, четвёртая проблема, которая опять же связана с разницей в возрасте. Представьте, что условия на Земле 2.0 подходят для разумной жизни, что она успешно развилась, и эта цивилизация на 1 миллиард лет опережает в развитии землян. Как часто земляне пытаются наладить контакт с простейшими амёбами? Вот и разумным существами из созвездия Лебедя нет ни малейшего интереса общаться с «отсталыми» землянами.

Поиски продолжаются

Впрочем, людей увлечённых все эти резонные доводы не остановят. В конце концов, вперёд цивилизацию двигают мечтатели и энтузиасты. Ещё 20 лет назад человечество не было уверено в самой возможности существования планет вне Солнечной системы, а сегодня уже анализирует сведения и оценивает шансы на существование цивилизации на той или иной планете. Кто знает, какими открытиями обогатит нас наука в предстоящие два десятилетия?

На смену «Кеплеру» на вахту готовится заступить более совершенный телескоп TESS. Возможно, он удивит землян ещё больше, чем его предшественник.