Примерное время чтения: 6 минут
20394

Скрытая угроза. Убьёт ли астероид 2013 TV135 всё живое на Земле?

Конец света-2032

У любителей регулярно объявлять дату «конца света» праздник — появился новый повод для Апокалипсиса.

Приятную для всех сектантов и прочих психически неуравновешенных личностей новость принёс украинский астроном Геннадий Борисов.

Украинец, специализирующийся на кометах, во время наблюдений 8 октября открыл новое небесное тело. После анализа, проведённого коллегами Борисова, выяснилось, что речь идёт о новом астероиде.

После того как открытие было подтверждено целым рядом обсерваторий мира, Центр малых планет Международного астрономического союза присвоил объекту название 2013 TV135.

Поскольку на сегодняшний момент объект наблюдался чрезвычайно мало времени, полных данных о нём нет. Известно, что его орбита не лежит в плоскости эклиптики, а наклонена примерно на 70 градусов, размер же астероида составляет примерно 410 метров.

Астрономы отмечают, что вновь открытое небесное тело значительно превосходит по размеру известный астероид Апофис, встречей Земли с которым уже не первый год пугают население.

Дата нового «конца света» — 26 августа 2032 года. В этот день астероид пронесётся рядом с Землёй на расстоянии 4 тыс. километров со скоростью 15 километров в секунду.

Мощность взрыва, который может произойти в случае столкновения астероида 2013 TV135 с Землёй, составит  2,5 тысячи мегатонн в тротиловом эквиваленте.

Интересно, что Борисов, сотрудник Крымской астрофизической обсерватории, открытие сделал, что называется, в свободное от работы время, наблюдая за небом при помощи телескопа собственной конструкции.

СМИ распространили пугающую информацию — новому небесному телу присвоен 1-й класс опасности по Туринской шкале. Многие, услышав это, немедленно побежали рыть подземные бункеры и звонить Брюсу Уиллису.

Туринская шкала

Но прежде чем последовать их примеру, давайте уточним, что такое Туринская шкала опасности.

В 1995 году профессор Массачусетского технологического университета Ричард Бинзель, работавший в отделе исследования Земли, атмосферы и планетологии, предложил систему, получившую название «Индекс опасности объектов, сближающихся с Землёй».

В 1999 году предложенная Бинзелем система была переработана и окончательно принята в Турине, под названием «Туринская шкала астероидной опасности».

По этой шкале оцениваются все вновь открытые малые небесные тела, находящиеся в непосредственной близости от Земли, которые потенциально могут встретиться с нашей планетой. Величина опасности по туринской шкале определяется исходя из математической вероятности столкновения и кинетической энергии соударения.

Все объекты получают оценку от 0 до 10. Оценка «0» означает, что вероятность столкновения нулевая или настолько низкая, что может считаться нулевой. Это также относится к небольшим объектам, таким как, например, метеоры и тела, которые сгорают в атмосфере, и к метеоритам достигающим поверхности, но редко вызывающим ущерб.

Оценка «10» присваивается  в том случае, если произойдёт неизбежное столкновение, способное вызвать глобальную климатическую катастрофу, которая может угрожать будущему цивилизации, независимо от того, куда произойдёт падение — в океан или на поверхность суши.

1 к 63 000

Как уже говорилось, астероид 2013 TV135 получил оценку «1». Она означает, что произошло рядовое открытие космического объекта, движение которого не представляет никакой опасности для Земли. Вычисления показывают, что вероятность столкновения чрезвычайно низкая и нет никаких причин для заострения общественного внимания и беспокойства.

Это полностью соотносится с тем, что на сегодня известно астрономам о 2013 TV135. Вероятность его столкновения с Землёй составляет 1:63 000. Сами можете судить, насколько велика опасность.

Тогда почему же столько внимания к открытию со стороны Международного астрономического сообщества? Ну, во-первых, астрономам интересно любое открытие достаточно крупного объекта, тем более, в относительной близости от Земли.

А во-вторых , 2013 TV135 — первый астероид за последнее время, удостоившийся оценки «1». Все остальные объекты, открытые в 2012–2013 годах, получали «0».

Правда, стоит заметить, что оценка опасности может меняться с получением астрономами новых данных.

Например, открытый в 2004 году американскими астрономами Апофис изначально получил оценку «4» по туринской шкале. Это означает «тесное сближение, заслуживающее внимания астрономов. Вычисления дают более чем 1-процентную вероятность столкновения, способного вызвать опустошение значительной области поверхности Земли. Наиболее вероятно, что новые телескопические наблюдения переведут данное событие на уровень «0». Событие заслуживает внимания общественности и представителей власти, если сближение произойдёт в течение последующего десятилетия».

Ни один из астероидов за всю историю наблюдений не получал столь высокой оценки опасности по туринской шкале. Апофис за это даже удостоился места в Книге рекордов Гиннесса.

Однако последующие наблюдения свели опасность Апофиса сначала к единице, а потом и вовсе к нулю.

Помимо 2013 TV135, оценку «1» имеет и астероид 2007 VK 184. Однако он был обнаружен ещё в 2007 году, имеет значительно меньший диаметр (130 метров) и к тому же появится у Земли лишь в 2048 году. «Новичок» за это время совершит пролёт около нашей планеты дважды. Интересно, что шансы столкнуться с Землёй во время своего второго визита летом 2047 года у 2013 TV135 значительно меньше, чем в 2032 году, и более чем на «0» не тянут.

«Своего» астероида россияне не заметили

На самом деле обнаружение крупных космических объектов, в том числе и несущих потенциальную (ещё раз подчеркнём — потенциальную) угрозу Земле, не такая уж и редкость.

В конце сентября российские астрономы при помощи установленного на астрофизическом полигоне Иркутского госуниверситета в Тункинской долине телескопа «МАСТЕР II» открыли астероид, получивший индекс 2013 SW24. За этим объектом, как и за 2013 TV135, сейчас ведётся пристальное наблюдение. Размеры 2013 SW24 оцениваются от 100 до 250 метров. Это меньше, чем у 2013 TV135, но значительно больше, чем у Челябинского метеорита.

По состоянию на 3 октября астероид 2013 SW24, открытый россиянами, в рейтинге потенциально опасных астероидов на сайте лаборатории реактивного движения NASA занимал 173-е место из 1430 объектов. Очевидно, что сейчас он уже не выше 174-го, а возможно, и ещё ниже.

Согласно данным астрономов, в мире в среднем ежедневно регистрируется 2–3 ранее не известных астероида, которые теоретически могут столкнуться с Землёй. При этом Челябинский метеорит вовсе не был обнаружен астрономами, пока не свалился на головы уральцам.

Словом, оставим астероиды астрономам. На каждый открытый «небесный булыжник» не напаникуешься.

Даже от Апокалипсиса можно устать, если он назначается слишком часто.