2016

Почти что Земля: учеными снова открыты потенциально обитаемые планеты

Москва, 19 апреля – АиФ-Москва. Орбитальный телескоп «Кеплер» обнаружил на стыке созвездий Лебедя и Лиры сразу две землеподобных планеты, чуть больше Земли и представляющие собой миры-океаны, в водах которых теоретически может существовать жизнь, сообщает РИА Новости со ссылкой на журнал Science.

По данным ученых, новые планеты похожи на те, что формируют солнечную систему, их покрывают океаны. Исследователи не исключают, что в них может существовать жизнь, однако вопрос о возможности образования цивилизации стоит ребром.

«Жизнь на таких мирах будет течь под водой, без доступа к металлам, электричеству или огню. Тем не менее, вполне возможно, что бесконечная изобретательность эволюции выведет жизнь на таких планетах на такой технологический уровень, который поразит нас», — заявила Лиза Кальтенеггер из Астрономического института в Гейдельберге.

Кальтенеггер и ее коллеги открыли сразу две водных планеты, находящиеся в «поясе жизни», наблюдая за звездой Kepler-62, расположенной на расстоянии в 720 световых лет от Земли. Это небольшой желтый карлик, чья масса примерно на 30% меньше солнечной. Авторы статьи проанализировали данные, собранные за время наблюдений за Kepler-62, и обнаружили пять планет.

Три из них не пригодны для жизни — они слишком близко расположены к светилу, и две из них являются газовыми гигантами. Две других планеты, Kepler-62e и Kepler-62f, удалены на приличное расстояние от Kepler-62 — они совершают виток вокруг нее за 122 и 267 дней. Опираясь на косвенные данные, ученые попытались оценить массу этих планет, их химический состав и возможность существования жизни.

Оказалось, что обе планеты могут поддерживать жизнь. Они обладают небольшой массой (на 40 и 60% больше Земли), а температура их поверхности достаточна для поддержания воды в жидком состоянии. Ученые предполагают, что на их поверхности существует глобальный океан. Обе планеты находятся в центральной части «пояса жизни» на орбите Kepler-62, что делает их лучшим кандидатом на роль самой землеподобной экзопланеты на сегодняшний день.

Оранжевый карлик класса К

В декабре прошлого года астрономы из университета Хертфордшира обнаружили планету, также потенциально пригодную для жизни. Она располагается в 42 световых годах от Земли рядом со звездой HD 40307, которая, в свою очередь, находится в созвездии Живописца. Звезда представляет собой оранжевый карлик спектрального класса K, который примерно на четверть легче Солнца и настолько же тусклее его.

Впервые планеты рядом с этой звездой были обнаружены четыре года назад учеными из Европейской южной обсерватории (Чили). С помощью спектрографа HARPS они обнаружили три планеты, массы которых в несколько раз превышали массу Земли. Поскольку планеты обращались вокруг светила на очень «тесной» орбите год на них составлял всего от четырех до 20 земных суток.

Астрономы британского университета Хертфордшира под руководством Микко Туоми вновь проанализировала данные, полученные спектрографом HARPS, но уже с помощью более новых методик и нашли еще три планеты рядом со звездой HD 40307.

«Мы обнаружили два ясных дополнительных сигнала, с периодом в 34 и 51 день, которые соответствуют планетам-кандидатам с минимальными массами в несколько масс Земли», - рассказали астрономы.

По их словам, шестая планета имеет период обращения около 200 дней и массу, равную семи массам Земли. Планета привлекал внимание астрономов, поскольку расположена примерно в середине так называемой «зоны жизни» вокруг своего светила. Так среди ученых принято называть область вокруг звезды, где на поверхности похожей на Землю планеты может существовать жидкая вода.

Представитель группы ученых Хью Джонс отметил, что больший радиус орбиты новой планеты означает, что ее климат и атмосфера могут вполне обеспечивать поддержание жизни.

Пять планет в созвездии Кита

Астрономы обнаружили пять планет, в том числе одну потенциально обитаемую, у знаменитой звезды тау Кита.

Звезда тау в созвездии Кита – это солнцеподобная звезда. Она находится на расстоянии почти в 12 световых лет от Солнечной системы и является одной из ближайших к нам звёзд. Ее масса составляет 78,3% от солнечной.

В 1960 году американский астроном Фрэнк Дрейк сделал эту звезду и звезду эпсилон Эридана первыми целями «Проекта Озма», в рамках которого ученые слушали радиосигналы с этих звезд в расчете засечь следы инопланетного разума.

Ученые обнаружили периодические колебания лучевой скорости звезды, свидетельствующие о присутствии системы планет.

Одна из пяти обнаруженных планет, период обращения которой составляет 168 дней, а масса 4,3 земной, по мнению исследователей, может быть потенциально обитаемой. Вода там может существовать в жидком состоянии, а значит, есть условия для существования живых организмов.