Ученый: Воссоздать мамонта помогут стволовые клетки

Москва, 1 августа – АиФ-Москва. Создатель первого клонированного млекопитающего, овечки Долли, британский ученый Иэн Уилмут считает, что вряд ли удастся возродить мамонтов при помощи существующих техник клонирования, но нужно попытаться превратить эти клетки в стволовые, говорится в статье, опубликованной на сайте The Conversation

Некоторые ученые намерены с помощью клеток, сохранивших жизнеспособность, клонировать мамонта путем «подсадки» мамонтовой ДНК в яйцеклетку слона. Однако профессор Университета Эдинбурга в Шотландии Уилмут полагает, что шансы найти неповрежденные клетки мамонта крайне низки. Если это все же произойдет, клонирование животного будет очень сложной задачей. Тогда как эксперименты по превращению клеток мамонта в стволовые, по его словам, позволят получить другие ткани мамонта, в том числе половые клетки.

«Даже если невозможно использовать методы, разработанные при клонировании Долли, есть другие способы работы с жизнеспособными клетками мамонта, если их удастся найти», — пишет Уилмут.

Он объясняет, что метод введения генетического материала мамонта в яйцеклетку слона требует не одной яйцеклетки — на практике для этого понадобятся несколько сотен или даже тысяч. Существующие процедуры клонирования очень неэффективны, отмечает он, и овечка Долли была единственным выжившим из 277 эмбрионов. Последующие исследования показали, что в лучшем случае успехом заканчиваются лишь 5% попыток. Получить необходимое количество слоновьих яйцеклеток без большого ущерба для популяций слонов нельзя. Правда, исследования показывают, что созревшие яйцеклетки можно вырастить, пересадив ткани яичников слона мышам, отмечает Уилмут.

Нежизнеспособные клетки

10 самых интересных фактов о мамонтах >>

Ранее сообщалось, что, по словам руководителя экспедиции, обнаружившей на севере Якутии останки самки взрослого мамонта, Семена Григорьева, кровь доисторических животных могла обладать некими криопротекторными свойствами, то есть быть устойчивой к замезанию.

Биолог Уилмут в свою очередь указывает, что останки мамонтов находятся в мерзлоте, а их клетки могут быть разрушены кристаллами замерзшей жидкости, поэтому могут быстро деградировать при оттаивании. Однако даже если ученым удастся получить эмбрионы мамонта, нет гарантии, что их смогут благополучно пересадить слонихам, говорит биолог.

«Обобщая, можно сказать, что сама возможность получить живые клетки вызывает сомнения, и что для успешного клонирования мамонтов потребуются несколько сложных техник. Нет гарантии, что эти техники вообще биологически возможны. Неизученные различия между видами могут помешать применению на мамонтах технологий, которые мы разработали для овец», — отмечает Уилмут.