Воду на Землю могли «завезти» кометы

Воду на Землю некогда могли занести кометы. К такому выводу, как сообщает портал «Пульсар», пришли астрономы после анализа состава кометы Хартли-2 (103P/Hartley).

Ученые при помощи телескопа «Гершель» обнаружили, что содержащаяся в комете вода по составу почти идентична земному океану. Используя установленный на телескопе Гетеродинный датчик (HIFI, Heterodyne Instrument for the Far Infrared) для излучения в дальнем инфракрасном диапазоне, ученые измерили соотношение изотопов во льде кометы.

Оказалось, что это соотношение равно 1,61x10-4, в то время как для воды на Земле оно составляет 1,59x10-4, то есть показатели практически одинаковы. По мнению авторов исследования, разница в соотношении изотопов водорода у шести предыдущих изученных комет и у кометы Хартли ученые объясняется местом происхождения комет. Все изученные ранее кометы происходили из облака Оорта, а Хартли-2 «родом» из пояса Койпера. И если все короткопериодические кометы по изотопному составу воды идентичны Хартли-2, это означает, что основным поставщиком воды в земные океаны были именно кометы из пояса Койпера.

Согласно одной из теорий развития Земли, в далеком прошлом она была достаточно сухой. Дело в том, что относительная близость к Солнцу не позволяла пару замерзнуть в лед, который мог бы войти в состав юной планеты. Главными кандидатами на роль переносчиков воды ученые всегда считали кометы.

Однако до последнего времени данные наблюдений противоречили этой теории. В исследованных учеными кометах показатель содержания в находящемся в них льде изотопов водорода как минимум в два раза превышал аналогичный показатель для земных океанов. Из-за этого, среди прочего, стали появляться гипотезы о том, что 90 процентов воды на Землю могли занести метеориты, а не кометы.

Комета 103P/Hartley, также известная как Hartley 2 — короткопериодическая комета семейства Юпитера с периодом 6,46 года. Размер диаметра ядра кометы оценивается от 1,2 до 1,6 км, масса - примерно 3×10 в 11-й степени кг. С момента ее открытия комета наблюдалась при ее каждом возвращении. Если не произойдет развала ядра кометы или столкновения с другим объектом, то при своей текущей потере массы комету будет видно с Земли еще около 100 раз (это соответствует 700 годам).