«Мышьяковая» бактерия может существовать на Титане

Найденные в калифорнийском озере Моно бактерии, имеющие в своей ДНК мышьяк вместо фосфора, могут существовать на других объектах в Солнечной системе – в частности, на спутнике Сатурна Титане.

Как пояснил Стивен Беннер, почётный член Фонда прикладной молекулярной эволюции (фонд занимается финансированием работы в области биохимии), мышьяк отличается нестойкостью по причине высокой реакционной способности, однако этот недостаток, проявляющийся при комнатной температуре, может сослужить бактерии хорошую службу, если биологическая молекула должна выполнять свои функции при низких температурах.

Ученые полагают, что открытие «мышьяковой» бактерии может иметь и прикладное значение. Например, подобные организмы могут быть использованы для производства энергии с помощью биологических систем. Организмы или растения, имеющие мышьяк в структуре своих биологических молекул вместо фосфора и которые могут быть использованы для этих целей, не будут нуждаться в фосфорных удобрениях или других источниках фосфора для своей жизнедеятельности. Это позволит обойти проблему сокращения запасов фосфорных минералов во всём мире, интенсивно разрабатываемых с целью получения фосфорных удобрений.

Таким образом, становится возможным колонизация других миров, в частности, Марса, Титана. Только нужно вывести стойкие виды растений и животных, в генах которых будет мышьяк. Как уверяют учёные, это лишь вопрос времени.

Портал «Пульсар» напоминает, что 2 декабря появилось сообщение о том, что в донных отложениях солёного озера Моно на севере Калифорнии была открыта бактерия из семейства Halomonadaceae. Она живет в условиях дефицита фосфора и высокой концентрации мышьяка. Увеличивая в лабораторных условиях концентрацию мышьяка в питательной среде бактерии, ученые в итоге смогли добиться того, что бактерия полностью заменила в своем организме фосфор на мышьяк. При этом все биологические процессы у них протекали совершенно нормально.

Все известные до сих пор жизненные формы на Земле образованы из шести главных элементов: углерода, водорода, азота, кислорода, фосфора и серы. Фосфор, в частности, образует нити, на которых «смонтированы» молекулы ДНК и РНК, несущие генетические «инструкции». Фосфор является главным элементом биологического топлива - аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), а также фосфолипидов, из которых построены клеточные мембраны.