Физики зафиксировали самый короткий отрезок времени в природе

Одна аттосекунда равняется одной миллиардной от одной миллиардной доли секунды, или 10 в минус 18-й степени секунд.

Самый быстротечный физический процесс был зафиксирован специалистами Института квантовой оптики Макса Планка. Выяснилось, что при воздействии света электроны на различных орбиталях атома (так называемая фотоэмиссия) покидают его не одновременно, как считалось ранее, а с задержкой. Как раз время этой задержки им и удалось высчитать, сообщает РИА Новости.

«Один из электронов покидает атом раньше, чем другой. Поэтому мы смогли показать, что электроны «колеблются» некоторое время после возбуждения светом, прежде чем покинуть атом», - сказал один из авторов открытия Мартин Шультце.

Ученые «обстреливали» атомы неона лазером, работающим в ближнем инфракрасном диапазоне. «Выстрелы» длились менее четырех фемтосекунд (10 в минус 15-й степени секунд). Атомы газа под действием импульса начинают излучать высокие гармоники, которые можно преобразовать в импульсы ультрафиолетового излучения длительностью менее 200 аттосекунд.

Таким образом, ученые получили и инфракрасные, и ультрафиолетовые импульсы, синхронизированные во времени. Затем они измерили относительную задержку, с которой электроны с орбиталей 2p и 2s покидают атом под действием излучения.

В качестве возможных причин возникновения паузы ученые выделяют, в частности, возможность взаимодействия электронов не только с ядром атома, но и друг с другом. Такое взаимодействие вида «электрон-электрон» может означать, что частице, попавшей под воздействие света, требуется время, чтобы освободиться от влияния соседей и покинуть атом.