Примерное время чтения: 6 минут

Александр Мельников: Россия - родина мамонтов

Об этом на днях сообщили сразу несколько информационных агентств и известных во всем мире изданий. Что это, правда, «сайенс фикшн» или просто фентези?

Атака клонов

Первоисточник информации кажется весьма серьезным и научным – это профессор университета в Киото Акиро Иритани. Кажется, в его словах нет подвоха, а схемы эксперимента, которые были приведены в нескольких источниках, выглядят весьма убедительно (см. рисунок). Предыдущие попытки профессора Иритани закончились неудачно - подкачали мамонты: в их останках были найдены клетки, которые казались весьма подходящими для эксперимента, но попытка выделить из них сохранные ядра, в которых содержится вся генетическая информация, и которые нужны для клонирования, провалилась. Чтобы дальше было понятно, несколько слов о технологии клонирования, она выглядит так:

1 этап – у клонируемого животного получают любую клетку (кроме половой), и из неё выделяют ядро.

2 этап – это ядро пересаживают в яйцеклетку другого животного, из которой, предварительно, было удалено собственное ядро.

3 этап – эту яйцеклетку с чужим ядром, и, следовательно, с чужим набором генов, пересаживают в матку суррогатной матери, которая вынашивает и рожает плод.

На последнем этапе происходит примерно то же, что и при искусственном оплодотворении. Разница лишь в том, что яйцеклетка при клонировании содержит генетическую информацию не от обоих родителей, а только от одного животного (его пол не важен) – она не была оплодотворена сперматозоидом. И при таком размножении, отец или самец (называйте эту особь мужского пола как хотите), не нужен.

16 лет - невечная мерзлота

Такая схема клонирования, которую в 2002 году попытался провести профессор Иритани, не сработала на самом первом этапе. «Теперь все технические проблемы преодолимы, и всё, в чём мы нуждаемся, это хороший образец мягких тканей замороженного мамонта», - заявляет он сегодня. И это кажется убедительным, ведь в 2008 году другой японец Терахико Вакаяма клонировал мышь, пролежавшую замороженной 16 лет. Причем, это не была специальная заморозка при ультранизких температурах, которую применяют в науке, и в том числе при клонировании. Животное замерзло и хранилось при температуре – 20 градусов по Цельсию, то есть в условиях очень похожих на вечную мерзлоту. Ученый разработал специальную и более сложную технологию клонирования, позволившую «оживить» уже несколько подпорченные ядра из мозговых клеток замороженного грызуна. Клетки из других органов животного не сработали. Иритани считает, что такая технология сработает и у мамонта. Найти в вечной мерзлоте подходящие останки вымершего животного он надеется с помощью российских коллег.

Прожекты или прожектерство?

Мы попытались выяснить у наших учёных, насколько реальны эти прожекты, и связались для этого с крупнейшим российским специалистом по мамонтам, заместителем директора по научной работе Зоологического института РАН и заведующего музеем при этом учреждении Алексеем Николаевичем Тихоновым. Он лично участвовал в 26 экспедициях, в результате которых в мерзлоте Сибири были обнаружены сенсационные останки этих вымерших гигантов.

А.Т.: - Я знаком с профессором Иритани, - рассказывает Алексей Тихонов, - он ещё в 2002 году искал в Сибири мамонта для клонирования, и мы ему помогали. Тогда обнаружили две ноги этих животных, которые замечательно сохранились - практически целиком, со всеми мягкими тканями. В этих останках действительно обнаружили отлично сохранившиеся целые клетки с ядром. Я видел их фотографии, сделанные нашим ученым Владимиром Репиным в новосибирском государственном центре вирусологии и биотехнологии «Вектор». Но даже из таких клеток клонирование японцам не удалось. Содержащаяся в ядрах ДНК, в которой зашифрована вся генетическая информация, была сильно повреждена. И другого ожидать было трудно. Ещё никто не выделял из клеток ископаемых животных ядер, подходящих для клонирования. При заморозке в естественных условиях из воды неизбежно образуются кристаллы льда, нарушающие мембраны в клетке, в результате активируются ферменты, разрушающие белки и ДНК.

«АиФ»: - А как же успешный эксперимент по клонированию мыши, пролежавшей замороженной 16 лет?

А.Т.: - Во-первых, она хранилась в идеальных лабораторных условиях. А даже в вечной мерзлоте останки могут подтаивать, потом снова подмерзать, и это ещё больше повреждает клетки и ядра. Во-вторых, она лежала 16, а не 5 тысяч лет. И чем дольше, тем больше повреждение ДНК и меньше шансов, что животное удастся клонировать. Вообще я не очень серьезно отношусь к заявлениям профессора Иритани. Он плохо разбирается в теме. Например, в качестве суррогатной матери предлагает африканского слона. Это элементарная некомпетентность, логичнее бы было использовать индийского слона, генетически он гораздо ближе к мамонту. Но с другой стороны, очень сомнительно, что даже такая суррогатная мать выносит и родит животное. Все-таки мамонты и эти слоны относятся к трём различным родам; они родственники, но они разные. Это все равно, что волчице ввести оплодотворенную клетку лисицы. Это родственные псовые животные, но род у них разный. Науке не известны случаи, когда представитель одного рода выносил бы плод другого – они не скрещиваются.

Слономамонт реален?

«АиФ»: - Но с другой стороны, есть сообщения о том, что ученые США и Германии расшифровали геном мамонта. Нельзя ли его использовать для клонирования?

А.Т.: - Мы знаем эти работы, и тоже в них участвовали. Расшифрован пока не весь геном, а только около 80%. Для этих исследований не нужны клетки, изучалась ДНК из шерсти животных. Но даже там она повреждена, и поэтому исследовались цепочки, обрывки ДНК. Со временем из них можно будет реконструировать целый геном. Но в нем неизбежно будут тысячи ошибок, и значит, создавая на его основе мамонта, мы, если и получим животное - оно будет дефектным; ну, например, голым, без шерсти, с какими-то заболеваниями и прочими уродствами.

«АиФ»: - А можно ли клонировать животного только на основе его генома?

А.Т.: - Это уже не клонирование, для него нужны целые ядра клеток. Такое животное правильнее называть генно-модифицированным. За основу можно взять геном слона, и заменить в нем фрагменты ДНК, типичные для мамонта. Но опять же вопрос:  будет ли это мамонт? Правильнее было бы его называть слономамонтом или, например, мамонтослоном.