Примерное время чтения: 4 минуты
9405

Призрак Японского моря. Самолёт ВВС США едва не убил сотни людей

Самолёт-разведчик ВВС США RС-135.
Самолёт-разведчик ВВС США RС-135. www.globallookpress.com

«Была создана опасность столкновения с гражданскими судами»

Американский самолёт-разведчик, выполнявший полёт вблизи границы Российской Федерации, мог стать причиной крупной авиакатастрофы с большим числом человеческих жертв.

Как говорится в сообщении Министерства обороны РФ, 22 мая 2016 года российскими средствами ПВО был обнаружен самолёт-разведчик ВВС США RС-135, который осуществлял воздушную разведку над Японским морем вблизи государственной границы Российской Федерации.

Американский самолёт выполнял полёт с выключенным транспондером. Информация о маршруте экипажем не была доведена до диспетчерских служб региона. При этом самолётом использовались эшелоны высот, предназначенные для осуществления регулярных рейсов лайнерами гражданской авиации.

«В результате непрофессиональных действий экипажа американского самолёта была создана опасность столкновения с воздушными судами гражданских авиакомпаний», — говорится в заявлении Минобороны РФ.

В связи с данным происшествием в Минобороны был вызван атташе по вопросам обороны при посольстве США в Российской Федерации, которому было указано на необходимость принятия мер для исключения повторения подобных ситуаций при полётах американских разведывательных самолётов вблизи российских границ.

Лайнеры KLM и SWISS от неизвестного отвели диспетчеры

22 мая агентство «Интерфакс» сообщило, что неопознанный самолёт, не отвечающий на сигналы, заставил российских авиадиспетчеров поменять курс двум дальнемагистральным европейским лайнерам авиакомпаний KLM и SWISS. Происшествие имело место в нейтральных водах Японского моря, в зоне ответственности авиадиспетчеров РФ.

Неопознанное воздушное судно было зафиксировано на высоте 11 000 м. Все попытки связаться с ним неизвестный самолёт игнорировал.

Экипаж одного из гражданских авиалайнеров, оказавшийся в опасной ситуации из-за действий воздушного «анонима», сообщил, что визуально обнаружил его в непосредственной близости от себя. Речь шла о тяжёлом самолёте с четырьмя двигателями.

Южнокорейский «Боинг» в 1983 году «подставил» американский RC-135

Опасная ситуация, возникшая вблизи воздушной границы России на Дальнем Востоке, напомнила о гибели южнокорейского «Боинга-747» 1 сентября 1983 года. Дважды нарушивший советское воздушное пространство самолёт, не отвечавший на сигналы советских авиаслужб, был перехвачен, а затем сбит советским истребителем Су-15, после чего рухнул в воду в проливе Лаперуза к юго-западу от Сахалина. Жертвами катастрофы стали 269 человек.

Согласно расследованию, проведённому Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полёта было то, что пилоты «Боинга-747» неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат.

Между тем к трагедии 1983 года причастны и ВВС США. Во время приближения «Боинга» к границам советского воздушного пространства в непосредственной близости от него находился американский самолёт-разведчик RC-135. Представленные советской стороной данные радиолокационных наблюдений показывали, что южнокорейский «Боинг» в определённый момент времени сблизился с RC-135 настолько, что метки на экранах радаров слились. После этого один самолёт направился вглубь территории СССР, а другой — по маршруту, близкому к международной воздушной трассе.

Схожие размеры и конструкция двух самолётов, а также то, что «Боинг» пролетал на территорией расположения советских военных объектов, создала у военного командования СССР твёрдую уверенность, что в воздушное пространство страны вторгся разведчик.

Службы ВВС США, наблюдавшие за полётами в данном районе, располагали оперативной информацией о том, что гражданский «Боинг» вторгся в воздушное пространство СССР. Сразу после того, как самолёт был сбит, власти США получили от своих военных информацию о том, что «Боинг» был уничтожен по ошибке, так как был принят за самолёт-разведчик США.

Имея эти данные, президент США Рональд Рейган предпочёл скрыть их и начать кампанию по обвинению СССР в немотивированном уничтожении гражданского авиалайнера. Тогда впервые и прозвучал термин «империя зла».

RC-135: летающие разведцентры США

Серия самолётов RC-135, предназначенных для ведения радиоэлектронной разведки и аэрофотосъёмки, была создана на базе американского реактивного четырёхдвигательного специализированного многофункционального военно-транспортного самолёта/самолёта-заправщика «Боинг» KC-135 Stratotanker в 1960-х годах.

Существует около десятка различных модификаций RC-135. Его экипаж составляет 4–5 человек, а при выполнении разведывательного полёта на борту может находиться оперативная группа численностью до 30 человек. Максимальная взлётная масса может достигать 146,2 тонны, практический потолок высоты — 16 500 м. При одной дозаправке в воздухе RC-135 может вести непрерывное патрулирование на высоте 10 500 м до 30 часов.

По данным из военных источников, обновление разведывательного оборудования на борту RC-135 проводится не реже одного раза в полтора года, что позволяет обеспечивать оснащение разведчиков новейшей аппаратурой.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах