В России активизировались мошенники всех мастей. Почему их никто не может остановить и как не стать жертвой аферистов.
По данным ЦБ, только за I квартал 2022 г. мошенники похитили у россиян 3,3 млрд руб., а вернуть удалось лишь 6,2% от этой суммы. За май же количество жалоб на действия злоумышленников выросло на 86%. Причём социальную инженерию они стали использовать реже, переключившись на «высокие технологии». Как не попасться на такие уловки?
Горе-брокеры и обманутые надежды
Ладно бы на удочку мошенников попадались только пенсионеры, которым сложно разобраться в новых технологиях. Но злоумышленникам удаётся выманивать крупные суммы из карманов и у тех, кто шагает в ногу с прогрессом.
Инвестиции в... убыток
«Играть на бирже просто!» — сколько раз мы слышали эти рекламные слоганы. Так что предложения мошенников падают на уже подготовленную почву. В Якутии, по данным республиканского МВД, за I квартал 2022 г. зафиксировали 18 «инвестиционных» преступлений против 15 таких обращений в прошлом году. Один из пострадавших, 44-летний врач, рассказал, что ему на мобильный позвонила некая «менеджер инвестиционной компании» и начала объяснять, как можно заработать на биржевых торгах. Поняв, что мужчина заинтересовался, звонившая переключила его на «финансового аналитика». А та, в свою очередь, предложила потерпевшему стартовать с вложения в «торговый баланс» 2 млн руб. да ещё и убедила мужчину взять для этого кредит: мол, чем больше вложишь, тем большую прибыль получишь. Все средства незадачливый «инвестор» перевёл на счета пяти разных людей. Чтобы окончательно уверить мужчину, что его деньги «играют на бирже», мошенницы настояли на установке приложения, через которое можно было отслеживать «движение средств». Путём сложных махинаций у врача выманили 4,1 млн руб.
Ежегодно растёт число преступлений, совершённых с использованием средств мобильной связи и интернета, и в Краснодарском крае. Если в 2017 г. там было зарегистрировано 4693 таких дел, то в 2021-м уже 14 393. По словам замначальника отдела раскрытия хищений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий УУР ГУ МВД России по Краснодарскому краю Павла Гензерского, именно на scam-мошенничества (scam в переводе с английского — «афера, мошенничество», так называют обман в интернете. — Ред.) чаще всего жалуются кубанцы.
— Когда иностранные соцсети ещё не были заблокированы, мошенники запускали там таргетированную рекламу и, маскируясь под известные банки, предлагали заработать на инвестициях, — объясняет принципы обмана П. Гензерский. — Когда жертва оставляет заявку, с ней связывается «финансовый консультант».
Под руководством «консультанта» человек устанавливает себе на смарфтон или компьютер программу удалённого доступа, электронный кошелёк, регистрируется на мошеннической платформе, рост процентов на которой создаёт искусственную картину благополучной инвестиции. Порой на начальных этапах мошенники даже позволяют некоторым вывести небольшие суммы. И люди, увидев отдачу на небольших деньгах, потом охотно увеличивают «вклады». Такое общение с мошенником может длиться месяцами, а ущерб — достигать 15 млн руб.
Добровольные помощники... преступников
А в Рязани мошенники получали средства, вовлекая жертву в... раскрытие дела о финансовых преступлениях. Сначала звонят якобы из правоохранительных органов: мол, с помощью поддельной доверенности на ваше имя пытаются взять кредит. Вскоре жертве поступает ещё один звонок — на этот раз из Центробанка, «сотрудник» которого просит посодействовать в операции по поимке злоумышленников — в мошенничестве подозревают банковских служащих.
После этого жертве поступает указание идти в то отделение банка, где якобы орудуют подозреваемые, и взять там кредит. При этом ничего не подозревающего «помощника» предупреждают, что об «операции» никто не должен знать, вплоть до уголовной ответственности за «разглашение секретной информации». Так как люди у нас ответственные и к преступникам нетерпимые, они, к сожалению, ведутся на такую схему.
В Волгоградской обл. телефонное мошенничество стало настоящим бичом. По информации правоохранителей, число потерпевших растёт все последние годы. Но 12 марта 2022 г. был поставлен «антирекорд» — в этот день в полицию поступило 12 заявлений от жителей, отдавших обманщикам 2 млн 941 тыс. руб.
— Наглости мошенников нет предела, — возмущается житель Волжского Николай Петренко. — На днях мне позвонили якобы из полиции: мол, расследуют дела об утечке персональных данных клиента банка. И предложили назвать свои банковские данные — якобы чтобы проверить, не оказался ли и я в числе пострадавших. А ведь кто-то поверит и назовёт!
Ловушка для сильного пола
Но встречаются и необычные схемы. Так, кубанские полицейские раскрыли группу, которая размещала в интернете анкеты женщин, якобы оказывающих интимные услуги. Когда по объявлениям звонили потенциальные клиенты, мужчины имитировали женский голос и просили сбросить на карту задаток.
Но нередко «подсадными утками» работают и представительницы слабого пола. 33-летний житель Калининграда познакомился на сайте знакомств с девушкой. Она заявила, что готова к очному свиданию — например, в театре, который очень любит, и скинула ссылку для покупки билетов. Потерпевший оформил на сайте 2 билета за 2490 руб., деньги со счёта ушли, но на сайте появилось предупреждение об ошибке. Мужчина совершил покупку ещё раз, с его счёта повторно списались деньги, но билеты так и не пришли. В службе поддержки ему сказали, что вновь произошёл сбой, и скинули ссылку для возврата средств. Перейдя по ней, мужчина ввёл реквизиты карты и лишился уже 24,9 тыс. руб.
Мошенники объяснили это очередной ошибкой и предложили пройти по новой ссылке, после чего с карты потерпевшего пропало ещё 30 тыс. руб. Таким образом, общая сумма потерянных средств составила 59 925 руб.
«Да» и «нет» не говорите
Банки уверяют, что в ситуации с мошенничествами они всегда на стороне клиента и защищают его интересы. Можно ли этому верить? И как правильно действовать, если вы всё-таки стали жертвой онлайн-мошенников?
Техника безопасности
Технический прогресс в России — в силу её предыдущей отсталости — оказался более быстрым, чем в других странах, поясняет эксперт по безопасности Александр Власов. И если бизнес (а одновременно с ними и мошенники) новые цифровые технологии освоил успешно, то мозг обывателя оказался менее гибким. Поэтому к уязвимой в плане мошенничеств категории у нас относятся не только люди старшего возраста, но и молодёжь. «В обществе ещё не сформировались традиции обучения информационной безопасности», — объясняет эксперт.
Какие азы информационной безопасности надо запомнить раз и навсегда? Власов называет следующие.
Первое правило: не разговаривайте с неизвестными. Если вам звонят «из банка» и сообщают, что с вашего счёта якобы пытаются списать деньги, тут же вешайте трубку и сами перезвоните в банк (или в то ведомство, откуда вам якобы звонили). Помните: сотрудники банков (и тем более из правоохранительных органов) не звонят клиентам по вопросам операций, не выясняют у них реквизиты счетов и конфиденциальные данные.
Второе правило можно сформулировать так: «да» и «нет» не говорите. Дело в том, что ваш разговор могут записать и воспользоваться им при следующем мошенническом звонке в банк или иную организацию, где автоответчик распознаёт голос, уже от вашего имени. Поэтому нельзя говорить «я», произносить свои имя и отчество, отвечать словом «да» — запись этого можно использовать для подмены личности с помощью того же автоответчика. Не следует называть никакие цифры, сроки действия карты и защитный код на обратной стороне.
Третье правило: если вы догадались, что звонок обманный, нельзя дразнить, или, как модно говорить сегодня, «троллить» мошенников по телефону. Они запишут ваш голос, и кто знает, где и как потом его используют.
Банкам всё равно?
Сами банки к телефонному мошенничеству относятся спокойно — потому что не обязаны возмещать ущерб, если клиент согласился на ту или иную операцию с его средствами (пусть мошенническую) или разгласил данные своей карты.
Однако в прошлом году сильно возросло число технических краж. От них нас отчасти избавила западная блокировка крупнейших российских банков. Но в отношении других финорганизаций угроза не исчезла. «Это списание средств без согласия клиентов, — рассказал „АиФ“ руководитель компании „Интернет-Розыск“ Игорь Бедеров. — На Западе есть возможность перевода без подтверждения держателем карточки. Аферисты поняли, что можно воровать через легальные каналы, и стали активно пользоваться этой уязвимостью».
Проблема такого списания в том, что пойди потом докажи, разрешено оно тобой было или нет. В банке, возможно, даже изобразят расследование, но в возмещении наверняка откажут — деньги ушли по легальному каналу, а не какие-то хакеры их себе присвоили. Можно обратиться в суд, но вряд ли удастся представить достаточное количество доказательств.
Почему мошенников так трудно поймать?
Как рассказали «АиФ» эксперты МВД РФ, ситуация на Украине и введённые Западом санкции дали повод аферистам всех мастей для изобретения новых и адаптации старых схем «отъёма денег у населения».
Что ещё они придумали?
Например, появились способы обмана, связанные с предложением о получении кредитов по более низким процентным ставкам, чем в банках. Встречаются и абсолютно циничные случаи: родственникам лиц, принимающих участие в спецоперации на Украине, предлагают купить разного рода информацию. У самих военнослужащих воруют деньги со счетов, используя утерянные ими телефоны.
А для совершения дистанционных хищений мошенники используют себе на пользу международные санкции, введённые против России. «Телефонные мошенники стали активно эксплуатировать актуальную новостную повестку. Ранее незнакомцы, называющие себя представителями банков, пытались просто узнать данные вашей карты. Теперь предлогом для этого служит информация об отключении российских кредитно-финансовых учреждений от международной платёжной системы. Среди других причин для звонка — вероятность якобы предстоящего полного запрета на снятие наличных денег со счетов либо глобальной блокировки банковских операций в результате введения санкционных ограничений», — рассказала официальный представитель МВД России Ирина Волк.
Некоторых потерпевших убеждали взять кредит и перевести его на безопасный «антикризисный» счёт, на самом деле принадлежащий мошенникам. Ещё один сравнительно новый вид аферы — инвестиции в криптовалюту. Схема аналогичная: настоящие живые деньги уходят на счета мошенников в заграничный банк, а в обмен поверивший им горе-криптоинвестор получает пшик. В мае сотрудники МВД и ФСБ задержали в Москве одного из таких аферистов. Гендиректор столичной организации вместе с сообщниками обещал высокий доход от вложений в цифровую платёжную систему. Они создали сайт компании, на котором размещалась информация о платных обучающих программах, освоив которые, граждане непременно станут успешными инвесторами. Рекламные материалы о деятельности фирмы публиковались даже в центральных СМИ, а филиалы организации были открыты в ряде иностранных государств.
Не менее активно мошенники спекулируют на вполне объяснимом желании людей сэкономить деньги при покупке тех или иных товаров. Для этого, в частности, создают фейковые сайты. Гражданам присылают СМС с сообщением о распродажах и ссылками на такие сайты. Потерпевшие складывают в виртуальную корзину товар, вводят данные своих карт для оплаты, поле чего с их счетов уводятся деньги.
Можно ли избежать обмана? В случае с интернет-покупками — да. Самое пристальное внимание необходимо обращать на название и адреса сайтов, так как всего одна неправильная буква может перенаправить вас на зеркальный сайт.
Реально ли схватить их за руку?
— Проблемы с поимкой мошенников связаны в первую очередь с тем, что эти люди умело шифруются: действуют через VPN-серверы, проводят украденные средства через иностранные государства, работают через специальные программы. Сейчас, кстати, стали использовать новые схемы звонков через короткие номера в мессенджерах, а их отследить ещё сложнее, — объясняет юрист, основатель консалтинговой группы Вадим Ткаченко.
Ещё один сложный момент — злоумышленники используют разные психологические приёмы, которые потом юридически не всегда позволяют привлечь их к ответственности. Они так умело обрабатывают человека, что жертва фактически сама принимает решение о переводе денег. С юридической точки зрения потом сложно доказать, что это был именно факт мошенничества, а не добровольный перевод средств. Это же касается кредитов, которые люди берут под психологической обработкой и тут же переводят деньги на чужие счета.
Безусловно, на руку преступникам играет и беспечность людей: часто мы сами добровольно передаём свои коды, СМС и прочие способы защиты посторонним лицам, стоит только им чуть более официально с нами себя вести. Порой люди случайно засвечивают данные своих карт или фиксируют где-то перевод, вся эта информация становится известна третьим лицам, и дальше остаётся только вопрос техники.
Есть и совершенно официальные препоны. К примеру, законодательная невозможность отмены перевода. Его даже отследить не так просто. К тому же часто мошеннические схемы идут через дропперов — граждан и компании, на счета которых выводятся украденные деньги. Как правило, они получают за это своё вознаграждение, но бывают случаи, когда они даже не подозревают, что выступают в роли своеобразного преступного «транзита».
Проблема, связанная с дропперами, сейчас решается на уровне законодателей. В Госдуме обсуждают законопроект, в рамках которого предлагается разрешить банкам замораживать средства, украденные мошенниками со счетов россиян, и блокировать на срок до месяца счета злоумышленников. Если его примут, это существенно облегчит возврат денег.
Когда запретят звонки из «банков»?
Закон о запрете звонков с подменных номеров был принят ещё год назад. По нему в обязанности операторов связи входит в том числе и блокировка звонков и СМС, идущих из-за рубежа в Россию с подменных номеров. Почему же ситуация не меняется к лучшему?
Как разъяснили «АиФ» в МВД, изменения ФЗ «О связи» вступают в силу поэтапно до 2023 г. С 1 мая нынешнего года заработал пока только один пункт: оператор связи обязан передавать в сеть связи другого оператора настоящий, а не подменный номер, с которого исходил звонок. Обсуждается и создание централизованной системы для отслеживания подменных номеров. В структуре МВД в каждом регионе созданы спецподразделения по расследованию данного вида преступлений. Только за I квартал 2022 г. в суд направлено свыше 18 тыс. дел, что на 2 тыс. больше, чем в январе — марте 2021 г. С целью возмещения причинённого потерпевшим ущерба наложен арест на имущество подозреваемых (обвиняемых) на сумму более 40 млрд руб.
Кроме того, запущен сервис для жалоб на спам-звонки и СМС. В ФАС ожидают, что номер, с которого поступил спам, будет заблокирован в течение 72 часов всеми операторами, подключёнными к системе.