Примерное время чтения: 11 минут
3683

Дело о «раздолбайстве». Виновных в гибели главы Total за год так и не нашли

Сюжет Крушение самолета главы нефтяного концерна Total
Снегоуборочные машины во Внуково.
Снегоуборочные машины во Внуково. / Максим Блинов / РИА Новости

Друг России разбился о снегоуборщик

В 23:57 МСК 20 октября 2014 года частный самолёт Dassault Falcon 50, имевший французскую регистрацию, получил разрешение на взлёт и начал движение по взлётно-посадочной полосе.

Примерно через 30 секунд самолёт, набравший скорость, левым крылом зацепил снегоуборочную машину, расчищавшую полосу. В результате столкновения самолёт подбросило, он перевернулся, упал на взлётную полосу и взорвался.

В результате катастрофы погибли четыре человека — находившиеся на борту самолета два пилота, бортпроводник и глава нефтегазовой компании «Total» Кристоф де Маржери.

Трагическая гибель Кристофа де Маржери нанесла страшный удар по российским политическим и экономическим интересам. Глава компании «Total» был не просто представителем западного бизнеса   он был большим другом нашей страны.

Кристоф де Маржери, имевший серьезное влияние на деловые круги Европы, был противником введения экономических санкций ЕС в отношении России и призывал продолжать взаимовыгодное сотрудничество.

Когда в мае 2014 года многие иностранные компании не прибыли на Петербургский экономический форум, глава «Total» демонстративно приехал, заявив, что отказ от визита был бы антироссийским поступком.

После присоединения Крыма к России, когда многие европейские политики кричали об «аннексии» полуострова, Кристоф де Маржери в одном из интервью заявил, что Крым для России — то же самое, что «Эльзас и Лотарингия для Франции», тем самым фактически поддержав внешнеполитическую линию РФ.

В ночь с 20 на 21 октября 2014 года глава «Total» должен был вернуться во Францию после совещания по иностранным инвестициям, состоявшегося в резиденции премьер-министра России Дмитрия Медведева.

Водитель заблудился на летном поле

Гибель Кристофа де Маржери вызвала большой резонанс в мире. Обстоятельства трагедии, мягко говоря, выставляли Россию не в лучшем свете.

Единственное, что было под силу в этой ситуации российским властям — проведение расследования трагедии с целью выяснения всех обстоятельств случившегося и выявления виновников катастрофы.

Первым и главным фигурантом расследования стал водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко. Сразу после катастрофы появлялись сообщения, что водитель погиб при столкновении с самолетом, однако на самом деле Мартыненко уцелел.

Как удалось выяснить следователям, вечером 20 октября группа из трех спецмашин и пикапа Ford, в котором с водителем находился начальник смены Владимир Леденев, руководивший уборщиками, работала на летном поле и занималась чисткой снега. Одна из машин вышла из строя, после чего в сопровождении начальника смены двинулась на ремонт. Таким образом, два других спецавтомобиля, одним из которых управлял Мартыненко, были временно оставлены без присмотра, продолжая чистить от снега одну из рулежных дорожек.

Через несколько минут машина с Леденевым вернулась к двум оставшимся снегоуборщикам. Вскоре три машины выехали в торцевую часть взлетно-посадочной полосы номер 2 (ВПП-2) без согласования с диспетчерами, где один из водителей увидел сломанный сигнальный фонарь полосы. На место были вызваны мастера, которые забрали его и установили, что все остальные фонари горят, а поломка не влияет на безопасность полетов.

В это время экипаж французского самолета начал подготовку к взлету и приближался к месту старта. Одновременно с этим спецтехника продолжила движение, при этом Мартыненко повел себя странно: во время разворота колонны он повернул не в ту сторону, отстав от второго спецавтомобиля и пикапа начальника, после чего остановил машину, а затем продолжил движение, но уже в другом направлении. Доехав до ВПП-1, где он вообще не должен был быть, он пересек ее без запроса у диспетчера и поехал дальше. В течение трех минут Леденев не замечал отсутствия одной из снегоуборочных машин.

В это время Мартыненко остановился, поняв, что едет не туда. Постояв почти две минуты, он развернулся и поехал обратно к ВПП-1 и, выехав на нее, остановился прямо на пути начавшего разбег самолета Falcon. Французские пилоты в данной ситуации уже ничего не могли сделать, так как заметили грузовик за несколько секунд до столкновения. Начав отрыв, самолет врезался в машину правой стойкой и правым крылом, после чего перевернулся и рухнул на землю.

Исходя из передвижений спецмашины, эксперты сделали вывод, что Мартыненко фактически заблудился на летном поле во время разворота колонны. Попытавшись самостоятельно догнать ее, он поехал не за ней, а за машиной электриков, приехавших осматривать поврежденный сигнальный фонарь. Поняв ошибку, он развернулся и двинулся в обратном направлении, в результате чего и выехал наперерез самолету.

Одних в отставку, других в СИЗО

Уже в 9 утра 21 октября на сайте СКР появилось сообщение о том, что водитель снегоуборочной машины находился в состоянии алкогольного опьянения. Анализ крови Мартыненко, сделанный спустя два часа после катастрофы, показал содержание алкоголя в объеме 0,62 мг/л. В крови начальника смены Владимира Леденева было обнаружено 0,19 мг/л алкоголя.

Защита Мартыненко, однако, настаивала, что водитель не был пьян.

По факту авиакатастрофы Московским межрегиональным следственным управлением СКР на транспорте возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»).

Официальный представитель СКР Владимир Маркин заявил, что авиакатастрофа стала следствием преступного попустительства должностных лиц аэропорта. Претензии возникли не только к действиям персонала, но и к техническому оснащению воздушной гавани.

Замминистра транспорта РФ Валерий Окулов, побывав на месте катастрофы, ограничился лаконичным комментарием: «Такое раздолбайство, что слов нет».

Спустя два дня после катастрофы гендиректор аэропорта «Внуково» Андрей Дьяков и его заместитель Сергей Солнцев ушли в отставку.

В качестве обвиняемых по делу о катастрофе во «Внуково», помимо Мартыненко и Леденева, были привлечены руководитель полетов Роман Дунаев, диспетчер-инструктор Александр Круглов, диспетчер руления Надежда Архипова и диспетчер-стажер Светлана Кривсун.

Мартыненко, Леденев и Круглов по решению суда содержались под стражей в СИЗО, в отношении Дунаева и Кривсун в качестве меры пресечения был избран домашний арест.

Катастрофа. Версия следствия

По данным следствия, непосредственной причиной крушения самолета послужило столкновение при взлете воздушного судна со снегоуборочной машиной, которая под управлением водителя Мартыненко выехала на взлетно-посадочную полосу при отсутствии контроля за его действиями со стороны старшего сменного инженера Леденева.

Дополнительными факторами, послужившими причиной авиакатастрофы, явились допущенные нарушения авиационных правил со стороны диспетчеров Романа Дунаева, Надежды Архиповой, Светланы Кривсун и Александра Круглова.

При наличии информации локатора обзора летного поля на мониторах, которыми оборудованы их рабочие места, обвиняемые ненадлежаще исполняли свои обязанности, нарушили авиационные правила и в результате о движении спецмашины в сторону взлетно-посадочной полосы, а в последующем выехавшей на траекторию движения воздушного судна, не сообщили пилотам взлетавшего самолета.

По мнению следствия, диспетчеры имели возможность предотвратить столкновение самолета со спецмашиной, но не предприняли для этого необходимых действий.

Материалы уголовного дела о катастрофе во «Внуково» составляют 68 томов, более 400 вещественных доказательств и приложений к протоколам следственных действий.

10 августа 2015 года адвокат Александр Карабанов заявил, что его подзащитный Владимир Мартыненко признает свою вину и просит о рассмотрении дела в особом порядке (такой порядок предусматривает слушания в суде без исследования доказательств, а наказание признавшему свою вину обвиняемому не может превышать двух третей от максимального срока лишения свободы, предусмотренного за совершенное преступление). Для заключения такого соглашения необходимо согласие на это всех фигурантов дела и прокурора, которое, однако, получено не было.

В конце августа 2015 года официальный представитель СКР Владимир Маркин заявил, что расследование завершено, в связи с чем уголовное дело передано в Генеральную прокуратуру РФ для рассмотрения вопроса об утверждении обвинительного заключения и направления в суд для рассмотрения по существу.

Водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко (слева), задержанный по делу о крушении частного самолета в аэропорту «Внуково», и его адвокат Александр Сергеев на допросе в Следственном комитете РФ.
Водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко (слева), задержанный по делу о крушении частного самолета в аэропорту «Внуково», и его адвокат Александр Сергеев на допросе в Следственном комитете РФ. Фото: РИА Новости/ Александр Карабанов

Генпрокуратура не утвердила обвинение

Однако 18 сентября 2015 года адвокат Владимира Мартыненко Александр Карабанов сообщил «Интерфаксу», что по его сведениям, Генпрокуратура отклонила обвинительное заключение по делу о катастрофе во «Внуково» и вернула дело на доследование. По данным адвоката, у Генпрокуратуры возникли сомнения по поводу объема предъявленного обвинения, а также вопросы к собранным по делу доказательствам.

Информацию о возвращении дела на доследование подтвердил ряд источников.

22 сентября 2015 года стало известно, что в связи с предельным сроком содержания под стражей были освобождены все обвиняемые по данному делу.

Представители Федерального профсоюза авиадиспетчеров на протяжении всего расследования выступавшие в защиту своих коллег, в отношении которых были выдвинуты обвинения, заявляли, что следствие было проведено предвзято, а брались лишь те доказательства, которые были «удобны» следствию. Особо отмечалось, что техническое расследование обстоятельств катастрофы самолета Falcon Кристофа де Маржери, которое проводит Межгосударственный авиационный комитет, еще не закончено, а именно его результаты всегда ложатся в основу уголовного дела. Не исключено, что эту точку зрения в Генпрокуратуре сочли убедительной.

19 октября 2015 года Межгосударственный авиационный комитет сообщил, что согласование окончательного отчета по катастрофе будет завершено в ближайшее время.

В итоге на сегодняшний день можно констатировать, что для выяснения всех обстоятельств катастрофы, произошедшей в ночь с 20 на 21 октября 2014 года, в которой погиб глава компании «Total» и большой друг России Кристоф де Маржери, года не хватило.

Будут ли в итоге названы имена виновных и какое они понесут наказание, на сегодняшний день неизвестно.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах