Информация о том, что в Ливии беспилотник атаковал человека без приказа оператора, мало кого оставила равнодушным. «Рано или поздно это должно было случиться», — говорят алармисты. Но давайте разберемся, что же произошло на самом деле.
Откуда растут ноги у дрона?
Все началось со статьи «Дроны, возможно, впервые напали на человека без команды» обозревателя научно-популярного журнала New Scientist Дэвида Хемблинга.
«Согласно докладу ООН, — говорится в материале, — военные беспилотники, возможно, впервые атаковали человека без команды оператора. Это, возможно, случилось в марте прошлого года на территории Ливии. Пока непонятно, привело ли это к человеческим жертвам: все детали инцидента не преданы гласности. Но сам случай свидетельствует о том, что международные усилия по запрещению летального автономного оружия до того, как оно будет применено, уже опоздали… Мы точно не знаем, действительно ли робот впервые без команды одного человека убил другого человека. Но теперь точно знаем, что такое возможно».
Далее речь в материале идет о том, что в прошлом марте, когда в Ливии шли бои за Триполи, правительственные войска применили против сил фельдмаршала Халифы Хафтара дрон, предположительно, турецкий квадрокоптер Kargu-2 производства компании STM. Изделие представляет собой беспилотник-камикадзе весом всего 15 кг. Тем не менее малыш довольно серьезно вооружен: он может нести осколочный и кумулятивный заряд. Первый применяется против людей, второй — против техники. Какой именно цеплять к «квадрику», определяется перед вылетом.
Аппарат способен продержаться в воздухе до получаса. У него есть несколько режимов полета, в том числе полностью подконтрольный оператору и полуавтоматический. Последний предполагает самостоятельное распознавание целей и самостоятельное же принятие решения об атаке в том случае, если цель определена как враждебная.
Законы Азимова устарели?
Короче говоря, если вы передаете право на применения силы роботу, не стоит удивляться тому, что когда-нибудь этот робот сможет вас убить. Ничего личного, просто вы до степени смешения оказались похожими на ту цель, которая заложена в его память. А как же первый закон роботехники, сформулированный американским писателем-фантастом Айзеком Азимовым еще в 1940-е годы: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред»?
«У Азимова речь шла о гражданском роботе, в боевую машину никто не станет закладывать гуманистические алгоритмы, — поделился сомнениями в истинности истории, рассказанной журналом, военный эксперт Алексей Леонков. — Полностью роботизированных дронов сейчас нет ни у одной страны в мире. Знаете, как проходит идентификация цели у американских БПЛА? Разведывательный комплекс с борта дрона передает зашифрованную информацию в наземный орган управления, там ее дешифруют, смотрят „картинку“ и только потом принимают решение об атаке на цель. А на все это уходит время.
Вспомним ликвидацию иранского генерала Касема Сулеймани в 2020 г. ракетой с американского беспилотника. Тогда все были в восторге от высокотехнологичной операции. Но как-то подзабылось, что в ликвидации генерала участвовали несколько американских разведгрупп на земле. Одна должна была идентифицировать Сулеймани, другая занималась подсветкой цели для БПЛА, а еще были снайперы, которые должны были открыть огонь, если дрон облажается. А теперь подумаем, мог ли турецкий БПЛА весом 15 килограмм сработать лучше, чем американский Reaper размером с самолет? Вряд ли.
Все успешные атаки дронов — это мастерство операторов. Или не мастерство. В 2016 г. в Сирии американский беспилотник атаковал гуманитарный конвой ООН, погибли более 20 человек. Оператор перепутал мирную миссию с колонной боевиков.
Несколько лет назад те же американцы испытывали в Афганистане наземного вооруженного робота. Разработчики уверяли, что его программное обеспечение способно селектировать вооруженных и невооруженных людей, а также отличать солдат коалиции от моджахедов. Однако на практике стрелковые и гранатометные комплексы робота наводились в первую очередь… на самих американцев. Робот никого не убил, но его от греха подальше разоружили и списали в разведку. Тем дело и кончилось. Подчеркиваю, речь про наземную технику, в которую можно заложить куда больше места для „мозгов“, чем в летающую. Так что в ближайшей и среднесрочной перспективе никакие дроны-убийцы, принимающие решение самостоятельно, человечеству не грозят».