aif.ru counter
15.01.2014 00:05
15776

Владимир Легойда: кроме свободы человека, есть еще свобода действий Бога

АиФ №3. Добро пожаловать к нашей трубе! 15/01/2014
Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда.
Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда. © / Роман Кульгускин / АиФ

Многочасовые очереди к привезённым с Афона Дарам волхвов показали, насколько возросло влияние Русской православной церкви. 

Об этом и иных насущных темах, связанных с верой, «АиФ» поговорил с Владимиром Легойдой, главой Синодального информационного отдела Московского патриархата

Логика неверующего

Юлия Тутина, «АиФ»: Владимир Романович, в Москве к Дарам волхвов стояли гигантские очереди. При этом далеко не все в этой очереди ходят в церковь, держат посты... Ощущение, что у нас в стране победило не православие, а идолопоклонничество. Или такой первый шаг неизменно приведёт людей в храмы в будущем?

- Как говорят в академической среде, ощущение - категория ненаучная… Ваши вопросы заданы в логике неверующего человека. Верующий знает, что можно стать в конец очереди одним, а выйти через несколько часов совсем другим. Так со многими и происходит. Мы часто говорим о свободе человека, но есть ещё свобода действий Бога. Да и как можно оценить «религиозное качество» многотысячной очереди, где стоят совершенно разные люди? Их разность, пожалуй, единственная точная характеристика этой общности. Кстати, в дни пребывания Даров в Москве мне звонили с разными вопросами о святыне очень многие и очень разные люди. Включая всему миру извест­ных докторов наук, людей с высоким уровнем церковного сознания. Их очень сложно назвать идолопоклонниками. А что может привести человека к Богу? Да всё что угодно. Это область действия Господа, а не человека. Проверено временем.

Очередь к Дарам волхвов
Очередь к Дарам волхвов. Фото: АиФ / Роман Кульгускин

- Запад насаждает моду на гомосексуализм. Как защитить нацию от этого? 

- Не может быть компромисса между злом и добром. Церковь учит нас, что гомосексуализм должен быть назван грехом, а не «естественной склонностью». И это касается любого греха, а не только вами упомянутого. Но, называя грех грехом, мы, православные христиане, не испытываем ненависти к грешнику. Любой согрешающий всегда может обратиться ко Христу и будет услышан, а Церковь примет его покаяние с любовью. 

Что касается общества, то уже не раз говорилось, что западные стандарты в этом вопросе у нас естественным образом отторгаются. Кстати сказать, не только у нас: вспомним недавние многотысячные выступления против легализации однополых браков во Франции. Про наказание: Церковь вряд ли будет приветствовать какую бы то ни было казнь. Но правовые гарантии против пропаганды греха действительно очень важны. Особенно когда это касается детей и подростков. 

- Удивляет людей ситуация с протодиаконом Андреем Кураевым - человек говорит то, что поддерживается в народе и укрепляет авторитет Церкви, а его за это наказывают. Как же так?

- Если вы об увольнении отца Андрея из Московской духовной академии, то это решение корпорации, к которой я не имею чести принадлежать. Могу лишь повторить то, что сообщали уважаемые её члены в своих комментариях: около двух лет назад (!) отцу Андрею говорили, что ряд его высказываний несовместим с преподаванием в академии. Ждали два года. Учёный совет счёл, что ситуация, увы, не изменилась. Сам отец Андрей и после увольнения с уважением высказывался о своих коллегах, а также сказал, что не будет оспаривать принятого решения. Что касается его недавних якобы разоблачений, то судить о людях на основании записей в блогах, да ещё и анонимных записей, не пристало. Ни одну проблему - ни выдуманную, ни реально существующую - не решить публикацией анонимных жалоб. И уж авторитет Церкви вся эта шумиха никак не укрепляет. Не знаю, что должно твориться в душе человека, чтобы писать об этом в сочельник и Рождество. Мне искренне жаль отца Андрея.

Призыв к действию

- Людей умилил новостной сюжет, где патриарх попросил удочерить девочку-сироту, написавшую ему письмо. В стране год как действует запрет на усыновление детей американцами, но россияне детей чаще усыновлять не стали, несмотря на все призывы Церкви. Что же делать?

- Умиление - хорошее чувст­во, но, полагаю, Святейший призывал не только умиляться, но действовать. Знаю, что призывом Предстоятеля вдохновлены многие священники и миряне. Скажу по секрету, что в ближайшем окружении патриарха есть священнослужители, которые недавно усыновили сирот и сирот-инвалидов. Примером своих священников и прихожан Церковь призывает к доброделанию всё наше общество. Это сейчас крайне важно, ведь пока очень многие дети становятся сиротами при живых родителях. Церковь об этом говорит давно, но голос её не всем слышен, а изменений пока мало. Но это не повод, чтобы не говорить. Было бы неплохо, чтобы такие темы попадали в топ медиарейтингов. Недооценивать эффект воздействия СМИ на человека в современном информационном обществе я бы не стал. Усыновление детей должно стать - в том числе и усилиями журналистов - подлинным образцом нормального поведения в российском обществе.

- Патриарх говорил о проблеме коммерциализации Рождест­ва, часто наши читатели сетуют на коммерциализацию веры как таковой... Как это переломить? 

- Я не уверен, что коммерциализацию Рождества или общества в целом удастся остановить. Но это не причина, чтобы не сопротивляться. Надо хотя бы попробовать, как говорил герой Джека Николсона в фильме «Пролетая над гнездом кукушки». 

Если же в вашем вопросе затронута тема пожертвований в Церкви, то здесь, в очередной, уже даже не знаю какой по счёту раз, хочу сказать вот что: 

1) в любой религии сущест­вуют пожертвования; в Церкви они были с евангельских времён: сегодня на наши с вами пожертвования существуют храмы, живут священники и их семьи;

2) пожертвования, как и вера вообще, вещь сугубо добровольная. «Невольник - не богомольник». И не жертвователь, конечно; 

3) если человек пришёл, например, креститься и у него нет никакой возможности пожерт­вовать на храм, его должны крестить без всяких финансовых условий. Единст­венное условие церковного таинства - сознательное желание быть христианином, поэтому сейчас в храмах активно идёт катехизация - научение основам веры перед крещением. 

Теракт как плата

- Как после терактов в Волгограде остановить разгул исламских экстремистов? 

- Как политолог замечу, что в демократическом обществе чрезвычайно сложно бороться с терроризмом. Теракт состоит из двух частей: самого действия и его освещения в СМИ. Без второго как бы теряется смысл первого. Увы, это плата за демократию… Если кратко отвечать на ваш вопрос, верующие должны уметь отделять религию от политических и коммерческих спекуляций на вере; спецслужбы - высококлассно заниматься своей профессиональной деятельностью, все граждане вместе - не поддаваться панике и помогать профессионалам в меру своих сил. А как христианин скажу, что Церковь верит в силу молитвы, надеется на милосердие Божие. Убеждён, что верующий человек не превратится в результате теракта в запуганное существо, чего на самом деле хотят террористы.  

Оставить комментарий (22)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество