3336

Вознесение Христа. В чем смысл этого праздника

Икона «Вознесение господне»
Икона «Вознесение господне» © / репродукция

Иисус, покидая Своих учеников, ничего после Себя не оставил: ни одного написанного слова, ни одной фразы «под диктовку», никаких закрепленных Его авторитетом вещественных атрибутов основанной Им религии. Зачем же Он покинул своих последователей и что Он им оставил?

Парадокс евангельской вести

По свидетельствам апостолов, в течение сорока дней после страданий на кресте и смерти Иисус являлся Своим ученикам, дав им множество доказательств того, что жив: они Его видели, и Он говорил с ними о Царстве Божьем. Затем Он вывел их из города и, подняв руки, благословил их и стал у них на глазах возноситься на небо, и облако скрыло Его из виду. Ученики возвратились оттуда, с горы, которая называлась Масличной, в Иерусалим. С тех пор они постоянно собирались, восхваляя Бога, и везде проповедовали — и Господь содействовал им и подкреплял их проповедь чудесами.

Иисус нигде не предлагал схемы: я сделал то-то и то-то и достиг этого, повторяйте за мной –– и спасение гарантировано. Цель жизни Христа, по Его свидетельству, пролить кровь за людей, спасти их. Эта миссия не может быть предложена никому. Призывы следовать примеру Христа есть в Евангелии, но все же основной разговор о другом. Ученики Иисуса призваны своей любовью откликнуться на Его любовь и приобщиться к Нему, как веточка прививается к лозе. Спаситель предлагает поверившим в Него людям Самого Себя не в качестве примера для подражания, а как живой корень, к которому необходимо привиться.

Если осмыслить сказанное, то мы сталкиваемся с парадоксом. Главное в христианстве Христос. Без Него все бессмысленно. И в то же время Он Сам уходит от учеников к Отцу Небесному. На его месте какой-нибудь основатель другой религии не акцентировал бы столько внимания на себе, а привлек бы внимание последователей к чему-то, что останется, например, к книге или молитвенно-дисциплинарной практике. Но Иисус говорит ученикам, что они станут Его свидетелями, теми, кто возвестит всему миру именно о Нем. И никакого вещественного наследства или хотя бы завещания Он им не оставляет.

Что Иисус оставил после себя?

Евангелие говорит о следующем. Христос после своего воскресения и длительного общения с учениками, оставляет общину своих последователей и утверждает, что, несмотря на уход к Отцу, Он будет с ними. За несколько часов до своего ареста Иисус на последней своей трапезе предлагает ученикам нечто парадоксальное. Он дает апостолам благословленные Им хлеб и вино, как собственные Тело и Кровь. Через эти Дары, через постоянное вкушение их, апостолы, а за ними и все христиане призваны обретать единение со Христом. Более того, Христос обещает, что пошлет ученикам Духа Святого, Который будет с ними, Который научит их всему, Который будет их поддержкой и опорой. Таким образом, Евангелие говорит, что уйдя от учеников, покинув их, Христос вновь и вновь в ответ на веру и любовь вступает с ними в общение во время собраний общины на молитву и преломление Хлеба (так в древности называли Причастие).

Многим людям в разные времена вышесказанное казалось абсурдом. Уж слишком все неконкретно, нечего, как говориться пощупать, нет формального и ощутимого критерия проверки истинности. Но именно в этом-то я и усматриваю чудо христианства и мудрость того, что сделал Христос.

О распространении веры

Все это ясно свидетельствует о том, что Христос вознесся, ушел, чтобы дать людям возможность научиться истинной любви и истинной христианской жизни. Для этого люди должны принимать благовестие о Христе именно от людей –– вот основной закон и критерий истинного благовестия. Тут не работают формальные приемы, не работают технологии, ведь передаются не какие-то религиозные навыки, а опыт личных отношений. Отклик веры возможен только на живую любовь и живую веру. За редчайшими исключениями только личное человеческое свидетельство может открыть другим людям Бога. Для христиан это бесконечно важно. Получается, что Бог избрал самый трудный путь распространения веры на земле: Он доверил это дело Своим последователям. Люди настолько непостоянны, уязвимы, ненадежны, что доверить им по сути само существование христианства – это именно шаг веры в человека, шаг бесконечного доверия со стороны Бога.

Если мы говорим об общем пути, то надо констатировать факт: вера распространяется именно через благовествование от человека к человеку. Иначе и апостолы были бы не нужны. Получается, что единственный «канал», через который вера может транслироваться –– это личные отношения между людьми. Я уверен, что невозможно передать веру без любви к тому, кому хочешь ее передать. Но на практике далеко не все хотят быть теми, через кого «внешние» призываются ко Христу. Чаще люди хотят быть христианами для себя: мол, пусть Бог призывает кого-то, как знает, а если уж этот человек не уверовал, то это его проблема, ему «уготованы ад и погибель». Однако в евангельской проповеди мы видим другой подход. Бог дал христианам все для христианской жизни и проповеди, Бог уготовал нехристиан для принятия веры, а вот проповедовать –– это дело и ответственность именно учеников Христовых.

В этом-то и состоит суть вопроса и, по моему мнению, ответ на загадку о Вознесении Господнем. Чтобы христиане от поколения к поколению не ослабевали в вере и были открыты всем людям, им нужен внешний повод к развитию внутренней духовной жизни. Этот внешний повод –– новые поколения. Иначе все бы замкнулись в удобной для себя «спасительной» вере. Можно даже так сказать: успех благовестия и есть критерий оценки веры, жизни и любви христиан.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы