Примерное время чтения: 6 минут
17985

«Таксист может быть угрозой». Один день с московским водителем из Грузии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Время рожать 01/08/2018
Фото: Елена Плотникова / АиФ

Дорогой «эконом»

Погрузиться в работу таксиста мне удалось вместе с Амираном, мужчиной 50 лет, родом из Грузии. Амиран живёт в России с начала 90-х, большую часть времени здесь занимается развозом. «Пробовал себя в строительстве - не пошло. А однажды вышел «побомбить» ночью на своей машине, понял: в таком большом мегаполисе всегда есть кого возить, без копейки не останусь. Так и затянуло, - начал свой рассказ Амиран. - Тогда только-только появились таксопарки. И вскоре вместе с другом устроился в один из них. Никаких приложений для вызова такси не было, работали только с диспетчерами. Да и ждать клиенту приходилось раньше по ­30-40 минут. А сейчас агрегаторы смогли снизить ожидание такси до трёх минут».

Работает мужчина каждый день, но в определённые часы. Самое «денежное» время - утро понедельника, вечер пятницы и выходные.

«Главное - знать район. Если кружить в плохом месте, то можно остаться без работы вообще. Поэтому я выбираю Арбат, Юго-Запад и Кутузовский проспект», - рассказывает таксист. 

Пока мы едем, замечаю на заднем сиденье две закрытые бутылки воды - одна с газом, другая без. Оказалось, что водитель таким образом старается сделать приятное пассажиру - он работает в сегменте «комфорт». «Я всегда вожу с собой ещё и влажные салфетки. Пассажиру могут понадобиться. Кроме того, я всегда в туфлях. Даже в жару не могу позволить себе одеваться иначе. Только в «экономе» вы можете увидеть таксиста в майке-алкоголичке и шлёпках. Будто водители себя не уважают, поддерживая образ провинциала». 

Амиран утверждает, что прин­ципиально не подключается к «эконому» ни одного агрегатора. «Мне нетрудно и эту воду покупать постоянно, и салфетки, и бустер для ребёнка возить - все траты отбиваются. Учтите ожидание, траты на бензин, амортизацию... А если машина в лизинге, ещё и за это заплатить нужно. В итоге, стараясь быть «эконом-такси», часто не зарабатываешь, а ещё и в минус уходишь. Поэтому там работают обычно «новички», - говорит таксист. 

Фото: АиФ/ Елена Плотникова

Бесплатная рабочая сила 

Под «новичками» Амиран понимает только-только приехавших в страну трудовых мигрантов. «В России полно таксопарков, которые набирают пачками таких работников. По идее, они должны проэкзаменовать их на знание ПДД, города, русского языка, задать им психологические вопросы и пр. Но делают это спустя рукава. Берут, к примеру, 100 человек выходцев из республик, сажают на экзамен, а перед камерами сажают нас, опытных, чтобы на видео было видно, что все ответы правильные. Тех же не проверяют совсем, - рассказывает Амиран. - И уже на следующий день дают машину и даже телефон для связи в аренду и пускают по маршруту. Работать такие ребята должны 2 недели на испытательном сроке, как правило, бесплатно либо за очень низкий процент. Естест­венно, не зная города и языка, они получают плохие отзывы, ругаются с пассажирами, блуждают по улицам. В итоге, зарабатав за эти 2 недели на таких водителях 50-60 млн руб. (по 4-5 тыс. в день с каждого), таксопарк с ними прощается: мол, не справились. Набирает новый состав, и всё начинается сначала. Отсюда аварии, байки про хамов и прочее». 

По словам Амирана, первый признак, что пассажиру срочно нужно отказаться от поездки, - если водитель не может по-русски произнести адрес навигатору и просит это сделать самого пассажира. «Значит, никакой экзамен он не проходил и не факт, что знает Правила дорожного движения. Это риск, угроза для жизни», - добавляет таксист. 

Кстати, о том, проходил ли таксист какие-либо экзамены или нет, пассажир узнать не может. По закону соответствующих документов водитель при себе иметь не обязан.

Сменить фикс на счётчик

«Раньше можно было вызывать такси взмахом руки, стоя на дороге. Сейчас так ещё делают?» - спрашиваю. «Очень редко. Если вызывать такси не через агрегатора, поездка выйдет пассажиру дороже. Вообще мой вам совет: всегда ездить по фиксированной цене», - говорит Амиран. 

«Не раз слышала от таксистов, что большую часть их заработка забирают агрегаторы. Это так?» - уточняю я. Амиран открывает раздел «оплата» на планшете. «Смотрите, стоимость последней поездки была 310 руб., агрегатор забрал из этого 72,37 руб., таксопарк - 15,50. Всё остальное - 222,13 руб. - моё. И так с каждой поездки».

Фото: АиФ/ Елена Плотникова

Правила такси-пользования

  • Пристёгивайтесь. За отсутствие ремня безопасности вы заплатите 500 руб., а таксист - 1000 руб. 
  • Не хамите. После поездки не только вы оцениваете таксиста, но и он вас. Ваш рейтинг влияет на то, как быстро и какой именно водитель за вами приедет в следующий раз.
  • В 2019 г. пассажиры такси будут застрахованы на 2 млн руб. - соответствующий документ был рассмотрен в Комитете ГД РФ по финрынку. Цена на поездку вырастет на 3-4 руб. 
  • Экспериментируйте с адресом. Иногда цена до ближайшего к пункту назначения перекрёстку или на соседнюю улицу может отличаться на 50-100 руб. 
  • Таксист имеет право отменить заказ, если вы не вышли к нему в течение 10 минут. В ряде сервисов с вас за это могут списать деньги - по минимальному тарифу.
  • Если у таксиста нет сдачи, идти и менять деньги должен он, а не вы.

Мнение эксперта

Таксистов часто обвиняют в грубом, хамском поведении. Можно ли за это их привлечь к ответственности?

Отвечает владелец таксопарка Сергей Ракша:

- Если таксист вёл себя неподобающим образом, пассажиру достаточно просто поставить ему плохую оценку в приложении и описать проб­лему. Будьте уверены: такие истории не остаются незамеченными. А если вы считаете действия водителя противозаконными, обращайтесь сразу в правоохранительные органы.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах