Сегодня из 224 станций за МКАД расположена 21. Ещё 8 откроют для пассажиров в течение ближайшего года. Удлинилась красная ветка. Впервые в практике строительства московского метро значительная часть трассы проходит в створе автомагистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Готовятся к открытию также станции Некрасовской линии. Это позволит пассажирам сэкономить на дороге до одного часа в день. Транспорт стал доступнее для сотен тысяч горожан, проживающих в отдалённых районах столицы. За счёт снижения интенсивности движения автомобилей улучшается экологическая ситуация в Москве и Подмосковье.
1. Первая станция за МКАД
«Бульвар Дмитрия Донского» – станция-пионер Замкадья, самая южная платформа серой линии, была открыта в 2002-м, а Северное Бутово стало первым районом, расположенным за Кольцевой автодорогой, куда пришло метро. Строительство началось ещё в середине 1990-х, несколько раз останавливалось. С открытием Бутовской линии «Бульвар Дмитрия Донского» стал ещё и первой пересадочной станцией за МКАД.
2. Первое в Москве эстакадное метро
Бутовская линия, или линия лёгкого метро. На 2/3 проходит на эстакаде над землёй. Открыта в 2003-м и стала сбывшейся мечтой самого населённого из расположенных за МКАД районов – Южного Бутова (на данный момент в нём проживают 208 тыс. человек). Единственная линия Московского метрополитена, полностью находящаяся за пределами Кольцевой автодороги. Чтобы не вредить природно-историческому парку «Битцевский лес», тоннели под ним прокладывали закрытым способом на большой глубине – 20–30 метров.
Открытие первого участка Большой кольцевой линии московского метро
3. Самая дальняя станция от МКАД
Конечная жёлтой линии «Рассказовка» на данной момент самая удалённая от Московской кольцевой автодороги. Станция находится примерно в семи километрах от МКАД. Её открыли в прошлом году вместе с ещё шестью станциями Калининско-Солнцевской ветки. Протяжённость нового участка составила более 14 километров. Такой длинный отрезок никогда раньше не вводили единовременно. Дальше по плану – дотянуть линию до аэропорта «Внуково». В 2018-м метро пришло в Солнцево и Ново-Переделкино, где проживают 250 тыс. москвичей. Жители Солнцева ждали метро больше 30 лет, а первые предложения проложить линию подземки вдоль Мичуринского проспекта появились в 1938 году.
4. Первый за пределами МКАД метромост
В 2009-м метро пришло ещё в один крупный район, где раньше его не было, – в Митино. При продлении Арбатско-Покровской линии от «Строгино» был построен первый расположенный за МКАД метромост над Москвой-рекой. Он находится между станциями «Мякинино» и «Волоколамская». В 2012-м синяя линия была продлена ещё дальше – до «Пятницкого шоссе». Общая длина мостового перехода составляет 439 метров, из них 136 метров – над водой, ширина моста 17,4 метра. Митинский стал первым в истории Московского метрополитена открытым полноценным метромостом, построенным в постсоветский период.
Новые станции московского метро
5. Первая станция, открывшаяся и в Москве, и в Подмосковье
В 2012 году метро дождались и 100 тыс. жителей района Новокосино. Жёлтая линия пересекла МКАД, и на ней открылась станция «Новокосино». До этого людям приходилось долго ехать на автобусах и маршрутках до «Новогиреево» либо пользоваться железной дорогой. Сейчас «Новокосино» уже не единственная станция, расположенная на стыке двух регионов, но она стала первой. Один её вестибюль ведёт в район Новокосино ВАО Москвы, а второй в Подмосковье, в город Реутов. Первой же и единственной станцией Московского метрополитена, которая целиком находится за пределами столицы, стала станция «Мякинино», открывшаяся в 2009-м.
Другая такая станция расположена на Таганско-Краснопресненской линии. Продления фиолетовой ветки за станцию «Выхино» 47 лет с нетерпением ждали жители района Выхино-Жулебино: станции «Лермонтовский проспект» и «Жулебино» заработали в 2013 году. Ещё через два года линия была продлена до станции «Котельники».
6. Первые в очереди на открытие
Скоро на карте метро появится новая розовая ветка, которую с нетерпением ждут жители Косино-Ухтомского района и Некрасовки на востоке столицы. На участке протяжённостью более 15 километров будет восемь станций: «Нижегородская», «Стахановская», «Окская улица», «Юго-Восточная», «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка».
На участке от «Нижегородской» до станции «Косино» метро «роют» необычные для Москвы 10-метровые тоннелепроходческие комплексы. Они позволят сделать один тоннель, в котором поезда будут ездить в обе стороны, вместо двух. Технология сильно ускоряет строительство. Такой метод называют испанским, потому что он очень популярен в этой стране.
7. Первые станции ТиНАО
Сокольническая линия была первой в московской подземке – участок между «Комсомольской» и «Парком культуры» был открыт в 1935 году. Символично, что эта же ветка первой пришла в Новую Москву. Станция «Румянцево» была конечной самое короткое время за всю историю столичного метро – 28 дней. Её открыли 18 января 2016 года, а уже 15 февраля начала принимать пассажиров станция «Саларьево». После открытия движения на участке «Саларьево» – «Столбово» долгожданное метро получат жители Картмазова, Прокшина, Коммунарки и других населённых пунктов ТиНАО. Сокольническая линия будет продлена ещё на 2,6 километра, до «Потапово». А через станцию «Коммунарка» пойдёт ещё одна новая – Коммунарская линия, которая будет начинаться от станции МЦК «Крымская», а заканчиваться в Троицке.
8. Самая необычная идея
В 1990-е годы студенты МФТИ, расположенного в Долгопрудном, настолько устали добираться до вуза в переполненных автобусах и электричках, что решили хотя бы в шутку обзавестись метро. 1 апреля 1996 года на схемах метрополитена в поездах серой и нескольких других веток появился кружок с новой станцией «Физтех». Она следовала сразу за «Алтуфьево» и была обозначена как строящаяся. Многие пассажиры поверили розыгрышу и начали обрывать телефоны метрополитена с вопросами о будущей станции. Шутники вряд ли предполагали, что когда-нибудь недалеко от их родного МФТИ действительно появится станция метро. Её должны построить в районе Северный к 2022 году.