Примерное время чтения: 7 минут
141780

От Лобни до Одинцова - за час. В Москве появится «наземное метро»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Суперномер: 217 ответов на ваши вопросы 22/11/2017
Власти уверяют: пользоваться МЦД будет так же удобно, как МЦК.
Власти уверяют: пользоваться МЦД будет так же удобно, как МЦК. / Максим Блинов / РИА Новости

Увидел в новостях, как мэр Москвы Собянин рассказывал президенту Путину про новое наземное метро, которое, по его словам, есть во многих городах Европы. Вроде пройдёт оно через центр города и сэкономит пассажирам уйму времени. Одного не пойму: чем такое метро будет отличаться от электричек?

А. Парамонов, Омск

Во что превратятся электрички?

Давайте разберёмся, что представляет собой проект так называемого «наземного метро». К 2025 г. планируется создать 7 диаметров с конечными остановками в Одинцове, Лобне, Нахабине, Подольске, Зеленограде, Раменском, Королёве, Железнодорожном. Двумя первыми ветками станут Одинцово - Лобня (МЦД-1) и Подольск - Нахабино (МЦД-2), которые собираются запустить в 2018-2019 гг. Так скоро, поскольку самая важная часть инфраструктуры - рельсы - уже есть. И электрички по ним сегодня уже ходят. 

Так что же изменится? Во-первых, поменяется расписание, и поезда будут ходить так же часто, как на Московском центральном кольце: не раз в 3 часа, как сейчас, а раз в 5-6 минут в часы пик. Курсировать по этим направлениям будут только самые современные составы.

Станции на новых ветках будут связаны с остановками другого общественного транспорта, метро, МЦК. Изменится и «цена вопроса». Если раньше на электричку вы покупали отдельный билет, то, когда МЦД станет частью городского транспорта, тарифы должны стать городскими. Увеличится и скорость передвижения по городу: сейчас на поездку из Лобни в Одинцово пассажиры в лучшем случае тратят 1,5 часа (если сядут на прямую электричку, которая ходит редко), а будут - меньше часа. 

«Первыми определены два направления, которые уже физически существуют: Белорусско-Савёловское и Рижско-Курское, - рассказывает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Руслан Лисневский. - Предполагается, что поезда по ветке МЦД-1 будут включены в единый оборот. То есть раньше, если вы хотели доехать от Одинцова до Лобни, вам надо было заранее планировать поездку. В режиме МЦД будет создан отдельный график движения, в пиковые часы интервалы между поездами ожидаются в районе 5 минут. Непростой задачей станет интеграция тарифной системы пригородных поездов в тарифную систему Московского городского транспорта. Сегодня их, по сути, объединяет только носитель - карта «Тройка», которую можно использовать и там и там. Скорее всего, на этой ветке будут курсировать поезда ­«Иволга» или те же «Ласточки», что и на МЦК».

На прошлой неделе этот проект по созданию сквозного железнодорожного сообщения городов ближнего Подмосковья через центр столицы «Московские центральные диаметры» был представлен Владимиру Путину. «По сути, создаётся новая наземная ветка метро протяжённостью 50 км, которая будет перевозить 42 млн человек в год», - рассказал Сергей Собянин о МЦД-1. Президент проект одобрил.

Почему не под землёй? 

7 из 10 москвичей в час пик выбирают общественный транспорт - метро, автобусы, трамваи, Московское центральное кольцо. Наземное метро расширит этот «ассортимент».

Уже первый диаметр Лобня - Одинцово, который пройдёт через Долгопрудный и Сколково, будет полезен не только 546 тыс. жителей Лобни, Долгопрудного, Сколково, Одинцово, но и 600 тыс. москвичей из 11 районов столицы, живущим рядом с железнодорожной инфраструктурой. 

Но почему диаметры будут наземными? 

«Подземная ветка метро обошлась бы в 250 млрд руб., а её строительство заняло бы годы», - объяснил мэр. Наземная линия дешевле в разы: на первый этап проекта планируют потратить 40 млрд руб. - эту сумму градоначальник привёл в своём блоге. «Расходы поделим пополам между правительством Москвы и РЖД», - написал он.

Но зачем тратить миллиарды рублей, чтобы связать Савёловский и Белорусский вокзалы, Лобню и Одинцово, когда они ещё со времён СССР связаны? Соединение разрозненных радиальных направлений железной дороги в единое целое станет системой нового вида пассажирского транспорта, который и окрестили наземным метро. Объёмы перевозок должны составить 400 млн пассажиров. МЦД-1, по словам мэра, можно построить за год-полтора, затратив минимальные ресурсы. «Мы способны создать до 15 таких направлений в ближайшие 5 лет. Этот проект изменит вообще всю ситуацию на Московском транспортном узле. Наземным метро будут пользоваться до 400 млн пассажиров в год, оно разгрузит весь транспорт», - пояснил он. 

Специалисты уже подсчитали, насколько: улично-дорожная сеть станет свободнее на 3-5%, линии метрополитена - до 10%, а центральные вокзалы - на 25%. 

Как это называется?

Вспомните МЦК: его запустили чуть больше года назад, а город уже не представляет жизни без этой ветки. Этим наземным кольцом столицы протяжённостью 54 км воспользовались 100 млн пассажиров. Каждый день в «Ласточки» садятся 400 тыс. человек.

При создании МЦК сущест­вующую железнодорожную инфраструктуру обновили, построили удобные станции. Новый вид общественного транспорта воспринимается людьми как нечто среднее между метро и аэроэкспрессами, которые в своё время тоже задали иной тон пассажирскому сообщению в столице. 

Примерно такой же транспорт работает в Париже, Руане, Мадриде, Аликанте, Малаге, Измире, Мумбаи и многих других городах: по железнодорожным путям внутри городов ходят электропоезда с короткими интервалами движения, удобными остановками и пересадками. 

Сквозные диаметры, как планируется, будут функционировать по стандартам Московского центрального кольца. Хотя название - МЦД - пока рабочее. Мэр обещал: власти посоветуются с жителями по поводу официального названия первого диаметра.

Сколько диаметров построят?

Второй сквозной диаметр соединит между собой Курское и Рижское направления. Сейчас дорога из Нахабино в Подольск занимает 2 часа 40 минут на автомобиле и 2 часа 20 минут, если вы поедете сначала на электричке, потом пересядете на метро, а потом снова на электричку. Диаметр сократит путь до 1 часа 40 минут. То есть, если подольчанин работает в Нахабино, за год он будет тратить на дорогу на 460 часов (или 19 дней) меньше. 

Новые возможности передвижения и лучший сервис в пути получат 695 тыс. жителей Нахабино, Красногорска и Подольска. МЦД-2 создаст 486 тыс. дополнительных пассажирских мест в сутки. 

Но два диаметра - только треть программы, которую собираются осуществить власти столицы в партнёрстве с РЖД. 

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Мнение экспертов

Руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов

- За последние 7 лет пассажиров в метрополитене и на Московском центральном кольце стало на 270 млн человек в год больше, на пригородных электропоездах - на 80 млн больше, а по количеству пользователей велопрокатом российская столица вышла в европейские лидеры.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (9)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах