Примерное время чтения: 6 минут
1655

Гендиректор группы «Автолайн»: «Теперь автобусы почти не стоят в пробках»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Гарантии не потерять работу обеспечит закон 05/09/2018
Автобусы оснащены системами ГЛОНАСС, климат-контроля, информирования пассажиров и адаптированы для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями.
Автобусы оснащены системами ГЛОНАСС, климат-контроля, информирования пассажиров и адаптированы для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

О транспортной реформе

Мария Егорова, «АиФ»: Александр Николаевич, каковы основные итоги недавней встречи кандидата в мэры Сергея Собянина с экспертами-транспортниками?

Александр Тур: Обсуждались вопросы, связанные с наземным пассажирским транспортом, метро, такси, каршерингом, велосипедами. И каждый эксперт по своему направлению задавал вопросы. Например, рынок такси сегодня озабочен формированием ценовой политики. Известно ведь, что некоторые агрегаторы дем­пингуют. Стоял вопрос о водителях-иностранцах, и Сергей Собянин сказал, что будет предлагать решение, чтобы ограничить приём на работу иностранцев. Из районных управ и префектур много обращений с просьбами увеличить количество мест для размещения прокатных велосипедов. И Собянин предложил увеличить число стоянок чуть ли не в два раза. 

- Какой вопрос поднимали вы?

- Я задал вопрос, как рождалось решение о передаче в частные руки практически 30% сектора наземного транспорта. В 2015-м решение было принято, а в 2016-м уже начались выходы на маршруты. «Автолайн» интересует, рассматривает ли город дальнейшее расширение участия частных структур в наземных перевозках? Сергей Собянин сказал, что решение рождалось сложно, трудно. Но оно оказалось правильным, и в дальнейшем даже предусматривается расширение присутствия частного бизнеса в пассажир­ских наземных перевозках.

Игра по правилам

- Какую долю этого рынка сегодня занимает возглавляемая вами компания?

- Реформа была обозначена в 2014 году, а уже в 2016-м были разыграны первые аукционы по маршрутам по новой модели - когда всё регулирует город. Он за всю работу платит, а значит, прописывает требования к автобусам, к регулярности их выхода на маршрут, к расписанию. То есть всё формирует город, а дальше тот, кто победит в аукционе, должен программу выполнять. Частник обязан купить автобусы, которые город заказал, и чётко выполнять расписание. Режим такой: за каждый рейс, за каждый километр, пройденный в соответствии с расписанием, компании платят, не выполняешь требования - не получаешь деньги. Городом было разыграно порядка 52 аукционов. «Автолайн» выиграл 38 из них. 128 маршрутов наших - из 200. Из порядка 1700 автобусов у нас 1150, больших и маленьких. Город нашу работу оценивает положительно, планирует и дальше разыгрывать маршруты среди частных компаний. 

- Что изменилось в работе наземного транспорта за последние несколько лет?

- Изменилось абсолютно всё, потому что прежние правила работы так называемых маршруток основывались на принципе «кто первый встал, того и тапки». Начиная с 2000‑х годов город начал пытаться регулировать маршруты. Подал заявку, мол, хочу этот маршрут. Если не мешаешь «Мосгортрансу», то закрепили его за тобой, а дальше ты катаешься и сам определяешь, какую машину купить, когда её поменять, т. е. всё было хаотично. Однозначно не было городского влияния на эту структуру в плане управления ею, уж не говорю о возможном развитии. Идея была у коммерсантов одна - заработать денег. Перевозчик сам приходил и говорил - я хочу, а город отвечал, что вроде не против! Никаких требований к подвижному составу не было. Поэтому и приходили жалобы от пассажиров на перевозчика, мол, автобусы старые, водители по-русски не говорят. 

А с 2016 года город обо­значил те маршруты, которые ему нужны. Процентов на 80 все коммерческие маршруты были переформатированы в городские. И чётко было сказано: вот столько новых автобусов нужно, дано расписание с условием, чтобы в утренние часы автобус ходил с одним интервалом, в обеденные часы - с другим, в вечерние - с третьим. Салоны должны быть оборудованы системами кондиционирования, навигации, стоимость билетов утверждена городом. И только тогда работа оплачивается. Город сам фиксирует все данные с навигации, которые поступают в городскую структуру - Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Сведения о перевозках приходят заказчику, и в конце месяца перевозчик получает ответ: ты в соответствии с расписанием должен был сделать 1000 рейсов, а сделал 998, поэтому получи 99,8% от того, что было по контракту в этом месяце. 

Город контролирует, планирует и прогнозирует нашу работу. Теперь всё более системно, чем раньше. Поэтому я считаю, что пассажирский транспорт стал работать намного лучше. Нам, конечно, было сложно перестроиться. Потребовалось создание своих диспетчерских служб контроля, которых у нас не было, обновление парка машин, пришлось менять материальную базу, набирать людей.

От хаоса к системе

- Как сказалась реконструкция дорог на скорости движения автобусов?

- За последние 5-6 лет в Москве введено порядка 800 км дорог, это очень много. Появились развязки, новые удобные выезды-съезды. Ездить стало легче, это видно не только нам. Несмотря на то что по некоторым магистралям городские власти приняли решение об уменьшении проезжей части за счёт расширения тротуаров, за счёт создания выделенных полос. Вроде должно было стать хуже, но ездить стало намного лучше! А для нас (общественного транспорта) самое главное - выделенные полосы. Теперь автобусы практически не стоят в пробках. Мы за счёт выделенных полос сегодня выполняем расписание на 96-97%, а это очень хорошие цифры. До контракта мы предполагали меньше процентов выполнения работ из-за дорожных ситуаций, но реалии оказались лучше, чем самые смелые ожидания. 

- Интеллектуализация дорожного движения - как она повлияла на работу наземного транспорта?

- Вся наша работа учитывается навигационными системами, это нужно для соблюдения расписания. Все цифры видим в онлайн-режиме и своевременно понимаем, где нужно подкорректировать работу, для того чтобы ещё лучше исполнять её. Поэтому сегодня без этих систем мы - наземный общественный транспорт - никак бы не обошлись. Это всё отражается на пассажирах. Видишь расписание: написано - 12.25, значит, в 12.25 (плюс-минус 1-2 минуты) автобус приедет. А само введение спутниковой системы для нас было новым. У нас появился отдельный диспетчерский центр, который работает в круглосуточном режиме. В нём трудятся 80 человек.

Глобальная перестройка

- Действуют ли в вашей компании льготы на проезд пенсионерам и другим льготным категориям москвичей?

- Мы - часть городского транспорта, поэтому в наших автобусах действуют все льготы, которые существуют в Москве, и принимаются для оплаты все виды проездных билетов. На пригородных маршрутах мы по собственной инициативе предоставляем одно льготное место для пенсионеров, инвалидов, ветеранов, многодетных.

- Как часто вы проводите модернизацию транспорта? Как этот процесс контролируется городом? Кого принимаете на работу?

- Согласно контракту, были закуплены новые машины. Полезный срок эксплуатации большого автобуса - до 10 лет. Было бы совсем неправильно через 5 лет его списать. Для маленьких машинок нормальный срок службы - 5 лет, для средних автобусов - 7 лет. Это реальные цифры. Больше этого срока уже экономически невыгодно использовать машину, так как на ремонт больше потратишь и потери за время простоя значительные. 

А от сотрудников мы требуем добросовестного отношения к работе. При приёме на работу водителей мы требуем стаж работы именно на автобусе. Без стажа мы не берём. Да, это немножко повышенное требование, но у нас оно есть. А дальше обычные требования: стажировка водителя, прокатка на маршруте.  

И мы хотим расширяться, а в планах города - разыгрывать маршруты, которые будут курсировать по Новой Москве. И конкурсная документация уже разрабатывается.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах