Примерное время чтения: 6 минут
6155

Долетим без GPS? Что будет, если наши самолёты отключат от чужих спутников

/ janar sinivali / Shutterstock.com

Росавиация рекомендовала авиакомпаниям подготовиться к возможному отключению GPS. Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на источники.

До этого, 19 марта, вопрос отключения России от американской системы поднимал и глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.

Помехи начались в немирное время

Причиной для общего беспокойства стало то, что после 24 февраля профильные организации фиксировали пропадание и даже подмену сигнала GPS в некоторых регионах. Например, в Калининградской области и над территорией Черного моря. Об этом «АиФ» рассказал экс-сотрудник «Российского космического агентства», главный редактор журнала «Вестник ГЛОНАСС» Константин Крейденко.

— Это не из-за того, что кто-то «наверху» что-то отключил, а из-за того, что кто-то балуется «внизу». Такие явления возможны при создании помех, — предположил эксперт.

— В последнее время действительно наблюдается искусственное искажение информационного поля, создаваемое системой GPS, — подтверждает бывший конструктор ОКБ «Сухой», авиаэксперт Вадим Лукашевич. — Как это выглядит, может увидеть каждый, кто проезжает на машине по Лубянке. В какой-то момент навигатор начинает показывать, что вы находитесь не в центре, а где-то в районе Внуково. То, что сейчас происходит — это не сознательный вред гражданской авиации, а ситуация, которая связана, скажем так, с известным напряжением в мире. GPS и наш ГЛОНАСС — это военные системы, которые создавались в первую очередь для обеспечения работы высокоточного оружия. Того самого оружия, которое, как говорят, может влететь в форточку с расстояния в несколько сотен километров. Для того, чтобы помешать этим системам работать, производятся искажения. С этим и столкнулись наши гражданские самолеты.

GPS глубоко сидит

По данным СМИ, в письме от замглавы Росавиации Дмитрия Ядрова, в котором говорится о подготовке к полетам без GPS, пилотам рекомендовано контролировать положение самолетов с помощью традиционных навигационных средств.

— Однако сегодня GPS — это крайне важная система для полета, — объясняет Вадим Лукашевич. — Если говорить о последних модификациях Airbus и Boeing, то она вшита через программное обеспечение в навигацию. Когда этих систем не было, в составе экипажа всегда был штурман, который прокладывал курс самолета, ориентируясь по компасу, учитывая направление ветра. На военных самолетах были даже специальные окна, чтобы посмотреть на звездное небо. Штурман — это специально обученный человек, который заканчивал штурманские курсы. Сейчас в самолете экипаж состоит из двух человек — левый пилот, он же командир, и правый пилот. Чтобы повесить на него функции штурмана, его придется переучивать. Соответственно, когда мы говорим об отсутствии GPS, мы возвращаемся на 20-30 лет назад.

А у нас — ГЛОНАСС

Для того, чтобы снизить риски от помех в сигнале GPS, «Роскосмос» предложит Минтрансу перевести используемые в России самолеты на отечественную систему ГЛОНАСС. Об этом в пятницу сообщил глава госкорпорации Дмитрий Рогозин. По словам Константина Крейденко, сравнивать две спутниковые системы трудно, однако у ГЛОНАСС есть свои преимущества.

— ГЛОНАСС гораздо лучше работает в северных широтах, ближе к которым находится наша страна. Из-за расположения наших спутников сигнал этой системы там чище, — считает эксперт. — Другое дело, что на уровне Международной организации гражданской авиации (ИКАО) есть определенные стандарты безопасности, которые предполагают использование, в том числе, и GPS.

По мнению Лукашевича, с внедрением российской системы в современные иностранные самолеты могут возникнуть проблемы.

— Есть сомнения, что современные Airbus и Boeing оборудованы приемниками данных ГЛОНАСС, — замечает эксперт, — Поставить их, что называется, в лоб не получится. Потому что придется врезаться в бортовые системы, лезть в софт, что сильно осложняет задачу. Функционально наша система, конечно, является аналогом GPS. Однако, американская система — более старая. Она появилась раньше. Она использует более совершенные спутники и этих спутников много. А чем больше их видит вас одновременно, тем точнее будет указано местоположение. В системе GPS количество спутников избыточно. А в системе ГЛОНАСС, что называется, не всегда.

Китайский след

По словам Константина Крейденко, переход с GPS на ГЛОНАСС потребовал бы гораздо больших издержек и финансовых вложений в обычное время. Однако, сейчас все работы могут пройти в упрощенном режиме.

— Для того, чтобы внедрить любую новую систему, нужно провести испытания и подготовить документацию. Конечно, это требует определенных финансовых, производственных и временных ресурсов. Но режим у нас сейчас особый. Даже законы принимаются в трех чтениях за один день. Так что этот этап можно пройти довольно быстро. Все зависит от того, какая будет поставлена задача. Полгода — значит полгода. Поэтому я не думаю, что сейчас этот переход будет очень дорого стоить. Клиенты авиакомпаний этого не заметят. В любом случае, безопасность и независимость собственной системы — дороже, — утверждает эксперт. При этом, Крейденко замечает, что систему ГЛОНАСС пока еще нельзя назвать полностью отечественной: «В какой-то степени там есть зависимость от использования элементной базы китайского производства».

Согласно заявлению Николая Тестоедова, генерального директора компании «Информационные спутниковые системы им. Решетнева», где делают спутники для ГЛОНАСС, программу импортозамещения на предприятии планируется завершить к 2025 году.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах