Примерное время чтения: 6 минут
675

Бриллиантовые унитазы, или Почему в столичном метро не хотят открыть общественные туалеты?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. Зарплаты «удушат» новыми налогами? 13/07/2011

Парень был подозрительным. Сначала он нервно тряс ногой, потом вскочил и несколько раз пробежался по вагону метро. «Сейчас серьги сорвёт или сумочку вырвет», — мелькнуло в голове.

Перегон до следующей станции показался мне бесконечным. Как назло, ехали в последнем вагоне, а на «Преображенке», где мне выходить, с этой стороны в 23.00 по непонятной причине всегда закрывают выход. Ни милиции, ни дежурной бабушки в стеклянной будке. Парень опять пробежал, впившись в меня глазами. Я сжалась, но взляд не отвела. Неожиданно он забился в угол, брюки его тотчас потемнели от влаги. «Он описался», — осенило меня.

Прибыльные урны

— Живот прихватило по дороге на работу. Уселась прямо на урну, — как-то рассказывала коллега. — С тех пор я знаю, что справить нужду без унижения — настоящее счастье.

Но все урны в подземке убрали после теракта 2004 года. С тех пор на место их так и не вернули.

— В урну могут бомбу подложить, — резонно заключает один из сотрудников охраны метрополитена. — Уборщицы жалуются, конечно, везде бутылки, упаковки от еды. Из укромных углов — зловоние. Но безопасность важнее!

— В Европе, где о безопасности пекутся не меньше, ёмкости для мусора — прозрачные пластиковые мешки, подвешенные на подставку, — парирую я. — Всё содержимое видно. Однако в московском метро урны всё же есть! Возле каждого «Метробуфета», торгующего фастфудом, стоят гигантские «сосуды» для отходов. В каждую пара человек влезет. Это как?

— А это деньги!

Видимо, поэтому проход в туалет зависит от степени сердобольности дежурной или милиционера, которые теоретически должны вас туда сопровождать, поскольку метро — охраняемый объект, а служебные туалеты зачастую находятся в тоннелях. И пробираться к ним надо по узенькой платформе в полметра шириной.

На сайте метрополитена есть другое объяснение отсутствию туалетов: старые ветки метро строились до войны и тогда о столь низкой теме никто не думал. Неубедительно! Лондонское метро построено вообще до эры электричества (вагоны шли на конной тяге), а туалеты есть. Наша подземка изначально задумывалась в том числе и как бомбоубежище, где люди могли бы жить не один день. На станции «Маяковская» в войну был госпиталь. Не ведрами же туда из Москвы-реки воду носили? Канализация есть во всей подземке. Но не для пассажиров. Ещё бывший руководитель метрополитена Д. Гаев говорил, что допускать в служебные сортиры посторонних «противоречит санитарным нормам», а сделать дополнительные — так дорого, что унитазы «станут бриллиантовыми».

Мэра — в метро!

— Безусловно, метро является режимным объектом и требует особых мер безопасности, а люди боятся повторения терактов, — рассказал «АиФ» режиссёр Николай Губенко, зампредседателя Мосгордумы. — Но от наличия или отсутствия туалетов их угроза, как показала история, никак не зависит. Если невозможно сделать кабинки на платформах, то почему бы не оборудовать их в вестибюлях? Пусть будут даже платными. Добираясь из одного конца столицы в другой, миллионы людей проводят в метро много времени. Отсутствие элементарных удобств унижает достоинство. Кстати, практически во всех европейских метрополитенах туалеты есть. Да и в Пекине с Сеулом, где пассажиропоток такой же огромный, как у нас, бесплатные туалеты есть на каждой станции. Ещё люди жалуются на постоянную духоту в метро.

Помнится, Д. Гаев отказался ставить кондиционеры, сославшись на их дороговизну. Но народ так и не дождался от него внятных объяснений, куда исчезли миллионы рублей, выделенные на модернизацию подземки? А метро, между прочим, получает колоссальные бюджетные деньги, в том числе и на строительство новых станций. Сейчас запроектирован первый участок второй кольцевой линии. Почему бы сразу не позаботиться об удобстве пассажиров? Или требуется, чтобы мэр спустился под землю, вспотел, возмутился, и тогда вентиляция заработает как надо?

— Пока сотрудники метрополитена советуют страждущим посещать туалеты на вокзалах или в ближайших кафе, — возмущается Владимир Моксунов, гендиректор Российского туалетного объединения. — То есть человеку, которому приспичило, предлагают выйти наружу и потом ещё раз заплатить за вход. При этом передвижные кабинки на улицах возле станций всюду убраны, поскольку неэстетичны. Мы выходили к руководству метрополитена с предложением поставить в вестибюлях 2,5 тыс. общественных санузлов, но ответа не получили. Пока...

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (22)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах