Сколько приборов держит в поле зрения пилот? Страшно ли вести самолет в одиночку? Об этом и много другом aif.ru рассказала девушка, которая решила стать пилотом.
Влюблена в небо с детства
Одна из, казалось бы, довольно неженских профессий — пилот. Между тем сейчас в профессиональных авиакомпаниях примерно 30% таких специалистов — представительницы прекрасного пола. С одной из тех, кто покоряет небо, в преддверии 8 марта пообщался aif.ru.
Валерия налетала уже 170 часов и сейчас ждет приема в крупную российскую авиакомпанию. С ней мы встречаемся на летном тренажере, где прямо в кабине говорим о сложностях работы современного пилота.
«Я закончила Бугурусланское летное училище, — рассказывает пилот-инструктор компании Dream Aero Валерия Приходько. — Сейчас я прошла собеседования в разные авиакомпании, жду вызова на обучение».
Девушка признается, что ещё с детства знала, что её профессия будет неразрывно связана с небом.
«Я вообще люблю самолеты с самого детства, — улыбается она. — Смотришь в небе, он куда -то летит, и думаешь: „Возьми меня, я хочу посмотреть весь мир“. И мой дедушка, у него были друзья летчики, разделял наш интерес к небу, и хотел, чтобы я и моя сестра стали бортпроводницами. Так и получилось. И вот когда я первый раз оказалась в кабине пилота, я сразу захотела освоить эту профессию. Не просто летать, а именно вести самолет. Я прямо-таки ощутила, что это моё место», — рассказывает Валерия.
Тогда девушка и поняла, что пойдет учиться на пилота.
«Неделю не спала, не ела, обдумывала это решение. Я была уже в достаточно осознанном возрасте, мне было 25 лет на тот момент. Потом узнала, что нужно для получения соответствующего образования, поступила в летное училище и окончила его с красным дипломом», — вспоминает Валерия.
Главное — пассажиры
Первый вопрос, который сразу возникает у меня: не страшно ли нести ответственность за целый самолет пассажиров, ведь в небе может случиться всё, что угодно.
«Мечта сильнее, чем страхи, — признается Валерия. — Давайте будем откровенны: в критической ситуации каждый пилот спасает и себя тоже. Конечно, мы несем ответственность за пассажиров, и в летном училище нам постоянно говорили: думайте всегда о пассажирах. Не только об их безопасности, но и о комфорте. Не делайте больших перегрузок, рулите плавно по аэродрому, чтобы их не укачать. Когда вы находитесь за рулем, вы тоже несете ответственность за своих пассажиров. И нормально думать об этом. Просто ты стараешься быть профессионалом в своём деле и знаешь, что всё будет отлично в этом случае».
Как признается моя собеседница, профессия пилота с каждым годом становится всё более женской. Теперь в училищах девушек не меньше, чем парней.
«На моём потоке было 20 девчонок, то есть половина из тех, кто вообще учился. И девочек в процентном соотношении по авиакомпаниям достаточно много — около 30%. Иногда эфир заполняется чисто женскими голосами, только девочки пилоты и диспетчеры, и это прекрасно», — рассказала Валерия.
Покорить весь мир
Самый интересный этап обучения в летном училище, конечно, практика.
«Есть специальный курс учебно-летной подготовки, — рассказывает Валерия. — Сначала мы проходим теорию, потом идет тренажерная подготовка, и уже потом практика в небе. В первый год вы получаете свидетельство частного пилота. Когда вы отлетали 50 часов, вы имеете на это право. Практика очень интересная и насыщенная. Летаешь по маршрутам от аэропорта к аэропорту».
За три года пилот проводит в небе 170 часов. Большая часть полетов самостоятельная, с экипажем. Сначала пилоты учатся летать по линии горизонта и ориентирам, потом только по приборам, уже глядя только на них.
То есть, к моменту выпуска в небе человек чувствует себя совершенно уверенно.
«Я хорошо помню свой первый самостоятельный полет, — говорит моя собеседница. — Когда ты остаешься один в кабине впервые, это, какие-то невероятные ощущения. Первый год — это вообще серьезная проверка на готовность к профессии. Когда ты 16 часов отлетал и все сказали, что ты готов к самостоятельному полету над аэродромом, конечно, страшновато. Я очень сильно волновалась, никто же не вмешается, не поможет, в случае чего. И я прям искренне переживала, что разобью самолет и меня отчислят. Несколько раз я спрашивала у инструкторов, готова ли я. Они тогда смеялись: конечно, мы не отпустили бы тебя просто так. И когда я села уже в кабину, закрыла фонарь её, волнение прошло, ты думаешь только о полете. И когда тебя поздравляют с первым завершенным профессиональным полетом, ощущение, что ты можешь покорить весь мир».
Знаки в небе?
Спрашиваю о том, что интересовало уже давно: как пилоты ориентируются в небе.
«У нас есть специальные знаки в небе, — смеется Валерия, — Шучу. Изначально пилоты ориентировались по компасу, он и сейчас у нас есть, берешь в кабине карты и летишь по ним, куда хочешь. А вообще сейчас есть огромное количество современных систем, которые позволяют самолету не потеряться. Есть наземные радиолокационные системы, сигнал которых ловит самолет, и мы можем видеть на мониторе направления на радиостанцию, например. Самолет выдерживает точность в воздухе до 0,1 морской мили. Кроме того, у нас сейчас есть современные системы навигации, то есть вы можете вести самолет в небе по маршруту, как автомобилисты ведут по GPS машину».
Интересно, сильно ли отличается небо из кабины пилота от того, что пассажиры обычно видят в иллюминаторе.
«Очень сильно. Из иллюминатора вы видите только маленькую часть, а в кабине перед вами пространство облаков и море огней земли. Это очень красиво. Картина, которая завораживает, и хочется видеть её ещё и ещё», — рассказала Валерия.
500 км\ч
Но вся эта красивая картинка частично меркнет, когда Валерия рассказывает, за сколькими приборами сразу приходится следить. Задача не для слабых умом.
«Одновременно мы следим минимум за семью приборами, — объясняет девушка. — Для пилота очень важно уметь распределять внимание. Авиагоризонт — самый основной прибор. Дальше идет указатель скорости. Если сравнивать с земными скоростями, Боинг движется примерно на 500 км\час. Важно учитывать указатель высоты, вариометр (указатель набора, снижения или горизонтального полета). Смотрим мы также на компас, хронометр. Если вы перевозите пассажиров, то у ас увеличится и количество приборов. Также оно станет больше, если вы ведете полет по приборам».
Со всем этим, кстати, можно ознакомиться на авиатренажере. Пробуем себя в роли пилота. Это безумно красиво и интересно, но не знаю, как у кого, у меня моментально начинает кружиться голова от ощущения наклоняющегося горизонта.
При этом узнаем много нового. Например, впервые узнала, что по аэродрому пилоты «рулят» исключительно ногами, штурвал здесь абсолютно ни при чем. А ещё на учебных тренажерах, оказывается не только летают, но и отрабатывают критические ситуации, например, когда самолет летит на обоих неработающих двигателях.
«В базе более 37 тысяч гражданских аэропортов и в каждый из них можно слетать. Лучше выбирать самые большие города и самые популярные локации Москвы или Нью-Йорка, они хорошо простроены, — рассказывает Валерия. — К нам часто приходят пилоты и приводят своих девушек, чтобы они поняли особенности нашей работы».
Следят даже за психотипом
После полета совсем неудивительным кажется то, что пилоты проходят комиссию каждый год.
«Сейчас очень строго смотрят по сердцу, очень внимательно проверяют по нервной системе, по цветовосприятию, — рассказывает моя собеседница. — Ведь когда мы идем на посадку, пилот должен четко различать цвета огней, которые высвечивают посадочный путь, так что это тоже очень важно».
Плюс ещё проходится психологический отбор. Без него никуда.
«Смотрят психотип, оценивают, как быстро вы реагируете и решаете в уме разные задачи. Плюс пилот должен быть энергичным человеком, так что холерик вы или флегматик тоже важно. И плюс проверяют на психологическую совместимость экипаж. Это тоже очень значимо для работы», — делится Валерия.
Интересуюсь на прощание у собеседницы, каким был самый долгий её полет. Про себя гадаю, после скольких часов в облаках, вся эта красота уже надоедает и хочется на землю. Оказывается, у настоящих пилотов такой точки отметки нет вообще.
«На практике в училище мы могли летать целый день, — улыбается Валерия. — Понятно, что с перерывами по 15 минут. А потом снова в небо. И этого всё равно мало. Хочется летать ещё и ещё».