Примерное время чтения: 11 минут
3969

Время добра пришло. Доктор борется с кариесом и ничего за это не требует

АиФ Здоровье № 13. Дыхательная гимнастика поможет от бессонницы 27/03/2018
Сергей Николаенко: «Наша программа уникальна».
Сергей Николаенко: «Наша программа уникальна». / Дмитрий Писаренко / АиФ

«Зелёные» пациенты

Служебное авто везёт профессора Николаенко из аэропорта Емельяново в Красноярск. Он только что прилетел из Москвы. В столице он делал доклад в Агентстве инноваций. Делился опытом.

«Есть группы пациентов, которые не могут сами прийти на приём к стоматологу, — рассказывал Николаенко членам комиссии. — Это маломобильные инвалиды и пожилые люди с ограниченными физическими возможностями. Мы лечим их на дому. Наша программа уникальна, и мы готовы поделиться ей».

Сегодня доктора медицинских наук Сергея Николаенко ждут пациенты в родном Красноярске. Авто подъезжает к шестнадцатиэтажке: рядом на чёрном постаменте красуется белый зуб. Здесь, в цокольном этаже жилого дома, расположена одна из двух клиник Николаенко.

Внутри кипит обычный рабочий день стоматологической клиники. Бахилы, ресепшен, диван ожидания, телевизор с сериалом «Кухня», кабинет терапевта, кабинет хирурга, коридор-поворот-коридор, ординаторская… На столе стоит монитор. На экране — расписание приёма, раскрашенное в три цвета: красный, жёлтый, зелёный.

«Пациенты, выделенные красным и жёлтым, — обычные, они лечатся у нас за деньги, — поясняет Николаенко, — а зелёные — бесплатно. Это малообеспеченные люди, инвалиды… Их списки присылают социальные службы города. Мы их записываем в очередь, потом администратор вызванивает. Видите, как их сегодня много? Как раз сейчас ждём колясочника». «Сергей Алексеевич, — заглядывает в ординаторскую девушка с ресепшена. — Он подъехал. Просит помочь коляску из багажника вытащить».

Николаенко отправляет одного из молодых докторов на помощь пациенту. Сам смотрит из окна, как тот пересаживается из машины в коляску и по пандусу въезжает на крыльцо... 20 лет назад в Александра Ткачёва, процветающего бизнесмена, всадили пять бандитских пуль, и одна из них застряла в позвоночнике, приковав его к постели. Потом Ткачёв освоил коляску, продал бизнес и купил квартиру на первом этаже, к которой пристроил подъёмник прямо с улицы.

Стоматолог работает с ним около часа. Ткачёв доволен: «Оборудование современное, отношение уважительное. Зубы лечат хорошо. И совершенно бесплатно! Да и пандус у них удобный, не про все пандусы в городе могу такое сказать».

Переносное устройство для лечения зубов.
Переносное устройство для лечения зубов. Фото: АиФ/ Дмитрий Писаренко

Кабинет в багажнике

Однако не всякий инвалид в состоянии добраться до врача. В таком случае врач добирается до него сам. Около 10 раз в месяц специалисты из клиники выезжают к «зелёным» пациентам на дом. Сегодня один из таких дней. Вместе с терапевтом Александром и медсестрой Еленой мы отправляемся к пенсионерке на улицу Робеспьера. «Ставили ей протезы, а теперь надо долечить зубы, дёсны у неё болят», — поясняют медики.

В багажнике машины лежит мобильная установка для лечения зубов. Она похожа на симбиоз стиральной машинки и чемодана на колёсах. «Эта установка — наше ноу-хау, — с гордостью рассказывал мне Николаенко, — мы её усовершенствовали, довели до ума. Специально укомплектовали под каждого врача нашей клиники, снабдили турбиной и слюноотсосом. При необходимости в багажник также можно положить раскладное кресло, светильник и даже рентгеновский аппарат».

Мы тащим мобильную установку на 4 этаж. Войдя в квартиру, медики за пять минут разворачивают полноценный стоматологический кабинет. Крышка «чемодана» лёгким движением руки превращается в столик, где Александр раскладывает инструменты и материалы. Пенсионерка рада визитёрам. Похоже, старушка в принципе любит поговорить, и ей не так важно, слушают её или нет.

«У меня внучка врачом хочет быть... А я вот не смогла бы... Я всю жизнь хотела на железной дороге работать. Мне нравится её запах... Вы дверь закрыли? Не то чтобы я боюсь кого-то. Кому я нужна…»

Александр просит её сесть в кресле повыше и запрокинуть голову. Елена держит светильник и слюноотсос. Работают минут двадцать. После того как кариес побеждён, старушка пристально смотрит на медсестру: «А ты тоже на врача учишься? Нет? Ну тогда тебе замуж за врача выходить надо. Обязательно!» Напоследок произносит: «Хорошо вы мне зуб сделали, спасибо. Теперь и сыну скажу, чтобы к вам сходил полечиться».

Благодарить есть за что, ведь государством индивидуальная стоматологическая помощь на дому вообще не предусмотрена! В лучшем случае «скорая» сделает страдальцу обезболивание или отвезёт его в больницу, где есть только хирургия. То есть вырвут ему зуб — вот и вся помощь.

Лечение маломобильных пациентов отличается от лечения стандартных больных. К примеру, стоматологам приходится использовать особый материал, который быстрее твердеет, позволяя сделать все работы в более сжатый срок и за один приём вылечить как можно больше зубов. «А ведь этому надо специально обучать, — подчёркивает Николаенко. — Что мы и делаем в нашем Центре дополнительного профессионального образования „Профессорская практика“. Получается, что на базе клиники мы готовим докторов как будущих социальных предпринимателей. Это у нас отдельное, не медицинское направление. Такой специальный социальный проект, который реализует созданная нами некоммерческая организация „Подари улыбку“. Да и проект мы тоже назвали „Подари улыбку“. Подобную модель партнёрства бизнеса и НКО я подсмотрел в Германии».

Благодарить есть за что – лечение зубов на дому государством вообще не предусмотрено!
Благодарить есть за что: лечение зубов на дому государством вообще не предусмотрено! Фото: АиФ/ Дмитрий Писаренко

Готовая бизнес-модель

В Европу Сергей попал после ординатуры Красноярского медуниверситета, который окончил с красным дипломом. Подал документы на программу по межвузовскому обмену, получил приглашение — и уехал на три года в Германию. Там он учился, практиковал, исследовал проблему прочности крепления пломб и готовился к защите докторской диссертации.

«Более всего меня поразила немецкая модель университетских клиник, — вспоминает он. — В них объединены практика, образование и наука. Всё в одном месте! Обучающиеся получают новую теоретическую информацию и тут же практикуются под контролем опытного наставника. И ещё занимаются наукой».

Эту концепцию Сергей решил внедрить в Красноярске, вернувшись сюда в 2007 году. Дело заладилось не сразу, поначалу Николаенко и сотоварищи работали в ноль, но потом бизнес пошёл в гору, сформировалась своя клиентура. Эффект стала давать та самая триада «практика-образование-наука».

«Где набираться опыта молодому врачу, получившему диплом? Конечно, рядом с более маститым коллегой! Он смотрит, как тот лечит больных. А потом они меняются местами. В кресло садится инвалид, который за лечение ничего не платит. Наш курсант набивает руку. А пациент счастлив, что ему вылечили зубы в частной клинике, на современном оборудовании. Потом он рассказывает о нас своим знакомым, и к нам приходят новые платежеспособные потребители медицинских услуг. Клиентура ширится. Ещё один нюанс: стоматологические материалы, которыми лечат „зелёных“ пациентов, поставщики нам предоставляют частично бесплатно. Почему? Да потому что им важно, чтобы начинающие стоматологи привыкали к их продукции! И в дальнейшем, когда сами станут лечащими докторами, использовали именно её. Вот такой маркетинг. Кроме того, компании-поставщики получают возможность проявить социальную ответственность, повысить свой имидж».

Несмотря на то, что Николаенко и его коллеги по клинике бесплатно лечат пенсионеров и инвалидов, он не называет это благотворительностью. Термин «социальное предпринимательство» ему больше по душе. А социальный предприниматель — это не просто благотворитель. Он не может сегодня оказывать услугу, а завтра передумать. Он вступает на эту стезю надолго, это его осознанный выбор. И, поскольку речь идёт о поддержке социально незащищённых групп населения, такой бизнес вправе рассчитывать на то, что государство будет его как-то поддерживать.

Если уж говорить о благотворительности, сам Сергей и многие сотрудники его клиники относят себя к волонтёрам pro bono. «Pro bono publico» (по лат. — «ради всеобщего блага») — так называют оказание профессиональной помощи нуждающимся, что приравнивается к благотворительности. Деятельность pro bono в России набирает обороты с каждым годом. Но простым смертным пока об этом мало известно.

Николаенко считает, что помочь можно тем, в чём ты профессионал. И это тебе зачтётся: хотя бы плюсиком к карме. Но хорошо бы, если бы и плюсиком в портфолио, плюсиком, важным для карьеры профессионала или для продвижения твоего социального бизнеса.

Протезы для лица (эпитезы).
Протезы для лица (эпитезы). Фото: АиФ/ Дмитрий Писаренко

…Профессор Николаенко уже вышел за пределы Красноярска: он открывает клинику в заполярной Игарке, в 1330 км от краевой столицы. Там недобор качественных медицинских услуг, и врачи будут ездить туда вахтовым методом. Кроме того, Сергей развивает новое для российской медицины направление: эпитетику. Это технология создания конструкций-протезов из силикона, скрывающих какой-то лицевой дефект, а то и отсутствие части лица: уха, носа, скулы… Производство разработанных в Германии титановых частей системы локализовано на красноярском оборонном предприятии АО НПП «Радиосвязь».

«Ради чего я этим занимаюсь? - рассуждает он. - Хочу отработать на практике все этапы, показать, что такая модель бизнеса может работать - и лечение зубов инвалидам, и производство протезов для лица. Мы предлагаем государству новую эффективную модель частно-государственного партнёрства - пожалуйста, берите и используйте её в других регионах».

Одна из любимых фраз Сергея Николаенко звучит так: «Нет ничего более мощного, чем идея, время которой пришло». Он считает, что сейчас пришло время социального предпринимательства. Время делать добро в масштабах всей страны.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах