Примерное время чтения: 12 минут
3930

Скандал вместо инклюзии. Как детей-инвалидов обвинили в недофинансировании

Алена Евдокимова / Из личного архива

Вопрос обучения встал ребром

«Как можно, чтобы профессор с таким мышлением преподавал специалистам?», — возмущается Алёна Евдокимова. Её сын Богдан родился с трисомией по 21-ой хромосоме, проще говоря, с синдром Дауна. Почти три года мальчик посещает обычный детский сад в Волжском (Волгоградская область), на базе которого проводится первая в городе пробная модель инклюзивного обучения.

Алёна Евдокимова вместе с сыном.
Алёна Евдокимова вместе с сыном. Фото: Из личного архива/ Алёна Евдокимова

Всего, вместе с Богданом, в детсаду 8 воспитанников с трисомией. Но, несмотря на то, что в дошкольном учреждении созданы все условия для занятий, по мнению родителей, обучение с их детьми проводится не в полном объеме, и из-за этого ребята теряют полученные навыки и умения.

«Мы обратились к заведующей детским садом с просьбой предоставить данные „индивидуальных маршрутов развития“ наших детей, а также увеличить качество и количество проводимых занятий, но понимания с её стороны не нашли, — говорит Алёна Евдокимова. — Вместо этого нам пообещали провести Круглый стол с профессором педагогики одного из волгоградских вузов. Как нам пояснили, он специалист именно в коррекционном обучении, курирует наш детский сад и учит специалистов, как работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Читайте также: Хромосомы любви. Супруги Алёшины воспитывают 5 детей с синдромом Дауна

Родители считают, что их дети имеют право на обучение.
Родители считают, что их дети имеют право на обучение. Фото: Из личного архива/ Светлана Бочкарева

Круглый стол

Профессор, как и обещал, прибыл в назначенный день. Круглый стол приурочили ко Всемирному дню человека с синдромом Дауна. Но каково же было удивление и возмущение родителей, когда вместо слов поддержки и реальных советов по обучению своих особенных детей они услышали фразы — «необучаемы», «неполноценные», «умственно отсталые»...

«Это значит, что он и преподает именно такое видение образовательного процесса с нашими детьми, — уверена Алёна Евдокимова. — Тогда чего мы хотим от наших специалистов, если им не кто-то, а профессор! уже внушил, как нужно работать с нашей категорией детей. Мол, зачем их всё равно обучать, если они должны приобрести только трудовые навыки. А между тем у нас в Волгограде есть дети с синдромом, которые окончили высшие и специальные учебные заведения».

Читайте также: Люди с синдромом Дауна: история о заблуждениях, жизни и любви

«Суть его выступления сводилась к тому, что у нас есть коррекционная школа и другие учебные заведения, где нам смогут, по его мнению, дать профессиональное образование, — добавляет Виктория Коваль. — Какие бы вопросы мы ему ни задавали, он всё равно уводил к тому, что у нас не будет возможности получить в детском саду то, чего мы хотим. А как же дети, мы говорим, будут социализироваться в коррекционной школе? Мы же хотим, чтобы они социализировались. А он отвечает: „Дети не социализируются на занятиях и уроках. Они социализируются в процессе, когда находятся на каких-то мероприятиях, в столовую ходят, на трудах, на музыке. Вот тогда они социализируются. А урок в школе— это не социализация!“».

Родительницы записали речь профессора на диктофон и теперь с возмущением цитируют его слова:

«Ребёнок с синдром Дауна будет обучаться в гимназии, но гимназистом он не станет, — читает распечатку Алёна Евдокимова. — Но если сказать своими словами, то я считаю, зачем учить этого ребёнка, когда он не усвоит никакую программу?».

Родители уверены, только обучаясь вместе с другими, здоровыми, детьми их малыши социализируются.
Родители уверены, только обучаясь вместе с другими, здоровыми, детьми их малыши социализируются. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

«За счёт здоровых»

Кроме того, профессор буквально обвинил детей с особенностями развития в том, что своим обучением в детском саду, они отбирают финансирование у здоровых малышей.

«Профессор в открытую выставил, что наши детки получают образование за счёт здоровых детей, — говорит Алёна Евдокимова. — Якобы, у здоровых детей забираются деньги на наших, чтобы обучать их, а обыкновенным малышам в результате этого не додают какие-то услуги. Но для наших детей у них есть лекотека, которая дополнительно финансируется, и от туда оплачиваются услуги специалистов. Но профессор видит всё совсем в другом ключе, что мы ущемляем права здоровых детей своим образованием».

Читйте также: «Адаптируем к жизни». Истории семей, воспитывающих детей-аутистов

Алёна Евдокимова и Виктория Коваль.
Алёна Евдокимова и Виктория Коваль. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Клевета и дискриминация?

В результате получился громкий скандал, который докатился аж до прокуратуры. Родители требуют привлечь профессора за клевету, а также к дисциплинарной ответственности как научного сотрудника вуза.

Но в высшем учебном заведении считают, что профессор был на Круглом столе во внерабочее время, а значит, не исполнял свои профессиональные обязанности и наказывать его, по сути, не за что.

«Мы понимаем, что наши дети не смогут освоить в полном объёме общеобразовательную программу — физику, химию, биологию. Но они способны освоить математику, пусть и не сдать по ней ЕГЭ, но научиться читать и писать, имеют право, — считает Алёна Евдокимова. — А что касается того, что мы, якобы, обираем других детей — это, по нашему мнению, ложь и самая настоящая клевета. За наших детей платит государство».

Богдан хочет ходить в детский сад, дружить и учиться.
Богдан хочет ходить в детский сад, дружить и учиться. Фото: Из личного архива/ Алёна Евдокимова

По словам мам, после такого заявления уважаемого педагога, у них в детском саду ухудшились отношения не только с воспитателями, но и с другими родителями. И если они раньше не замечали к себе какого-то «особого» отношения, то теперь некоторые специалисты напрямую отказываются работать с их детьми, а родители других воспитанников — избегают какого-либо общения.

«Необучаемость — это миф»

В фонде «Даунсайд Ап» уверены, что необучаемость детей с синдромом Дауна — миф.

«К сожалению, в нашем обществе до сих пор можно столкнуться с массой заблуждений и предрассудков, связанных с жизнью людей с синдромом Дауна: «синдром Дауна — это болезнь», «необучаемые», «должны находиться в специализированных учреждениях» и так далее, — говорит директор Центра сопровождения семьи благотворительного фонда «Даунсайд Ап» Татьяна Нечаева. — Причина возникновения мифа о необучаемости — исследования, которые много лет назад проводились в специализированных сиротских учреждениях, где ребёнок не получает родительской любви, постоянных впечатлений об окружающем мире и много другого, что необходимо для эффективного развития. Этот миф во всех цивилизованных странах был опровергнут более 30 лет назад. Дети с синдромом Дауна имеют особенности развития, но, живя в любящей семье, получая поддержку родителей и помощь специалиста в освоении бытовых, учебных и социальных навыков, имея возможность вести активную социальную жизнь, ребёнок успешно развивается.

Многочисленные научные исследования, огромный практический опыт специалистов и, наконец, реальные истории семей, успехов и достижений детей и подростков с синдромом Дауна не оставляют сомнений, что такие люди способны достичь значительных успехов. Они могут учиться, заниматься спортом и искусством, приобретать профессиональные навыки, и, в конечном итоге, становиться активными членами нашего общества.

Как пример приведу реальную историю девушки Насти — дочери сотрудника нашего фонда. Настя — одна из первых выпускниц «Даунсайд Ап», ей 18 лет. Сегодня Настю знают люди по всему миру. Она спортсменка, чемпионка. В июле 2016 ода она принимала участие в первых в истории Всемирных играх среди людей с синдромом Дауна, которые проходили во Флоренции, и завоевала 2 бронзовые медали в категории Prelims. В состязаниях, равных по сложности олимпийским, участвовало 460 атлетов со всего мира. Настя — обладательница кубков и медалей в различных соревнованиях по плаванию.

Настя — чемпионка и успешная девушка.
Настя — чемпионка и успешная девушка. Фото: Фонд "Даунсайд Ап"/ Фонд

Это сейчас Настя — успешная девушка, а когда-то в роддоме все пытались уговорить её маму отказаться от дочки. Ольга, мама Насти, вложила в её развитие большие ресурсы: свою любовь, внимание и заботу».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах